Автор Тема: Джон Фаулз  (Прочитано 4772 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Philosophy

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 78
  • Репутация: +2/-0
    • Просмотр профиля
Джон Фаулз
« : 21 Март 2009, 09:25:47 »
Посвятим эту тему известному английскому писателю Джону Фаулзу.

 В данном случае хочу обратиться к его роману "Коллекционер". Вещь небольшая, но любопытная. Выскажу свои идеи по поводу этого произведения, кто читал, присоединяйтесь)


- Одна из книг, которая сразу привлекает своей необычной структурой. Произведение показывает одну и туже ситуацию с позиции психологически по-разному устроенных людей. Подобный ход позволяет автору хорошо раскрыть идею произведения.

- Образы.
Не во всём убедительным кажется образ героя, чего-то в нём не хватает, чего точно сказать не могу, зато достоинства  мне достаточно ясны: отлично показан внутренний конфликт героя, основная проблема его личностного развития. Точный диагноз поставит только психиатр, нам видится лишь паталогический комплекс неполноценности, ощущение своей ничтожности, беспомощности перед окружающим миром, неудовлетворённость прежде всего собой и презирание себя, перенесённые на других людей и  мир в целом. Неплохо показаны процессы  развитие болезни: мы можем пронаблюдать как герой поддаётся своей паталогии (продолжает действовать в соответствии с пагубным замыслом, помимо возникающих у него рациональных протестов, впрочем, вызванных не сколько нравственными побуждениями, сколько несоответствием с социальными нормами – подобный конфликт героя с обществом, как мне видится,  один из симптомов болезни), как она постепенно проявляется  - приступы агрессии, одержимость идеей, регидность, стараться вести себя «приличней» остальных, постоянные попытки оправдать своё поведение, т.к. опять же возникает конфликт между его потребностью в писаться в существующий мир и неспособностью это сделать – всё это нарастает и приводит к кульминации паталогических проявлений, выявляющих сущность истинных мотивов героя, продиктованных нездоровой психикой – не любовь влекла героя к девушки, а её сильная личность, совершенство, которая его ничтожности недоступна (у здоровых людей это проявляется так: слабые личности тянутся к сильным, сильные часто себе в пару выбирают слабых). Как только у героя появляется возможность свергнуть свою красавицу с пьедестала, он тут же это делает, для того чтобы самому, наконец-то возвысится. И все его благородство исчезает, его низменные чувства и желания вылезают наружу и он тут же демонстрирует своё аморальное поведение. Т.е. у человека есть проблема. Сначала он скрывает её от жертвы и себя самого через высокие идеалы, пытаясь всем доказать, что он неплохой, а как только появляется возможность возвысить себя через недостатки другого, он начинает топить этого человека. У здоровых людей проявляется тоже самой, но понятно дело, не в столь преувеличенной форме. В конце патология становится необратимой. Следующая жертва будет слабее, а значит, проявление его ничтожности и агрессии усилится. В конце книги мы наблюдаем, как герой хладнокровно выбирает свою новую жертву и даже уже не оправдывается.
Образ Миранды – красивый образ. Здесь мы наблюдаем сильную и целостную личность, жаждующая жить и развиваться. Хорошо передан образ жертвы, особенно в начале. Есть некоторая идеализация, но скорее всего это некоторый приём, позволяющий автору подчеркнуть ничтожность героя, его псевдо моральное поведение и отобразить в героини образ прекрасного, который должен будет загубить образ  посредственный и невежественный. Фаулзу удаётся через отдельные реплики Миранды весьма точно давать оценку поведению и состоянию героя, которое оказывается затушёванным  в первой части произведения, когда повествование ведётся от лица самого героя.

- Одним из достоинств романа в том, что две линии повествования, идя параллельно, не повторяют друг друга, а дополняют. И это дополнение написано весьма мастерски: точно и по содержанию.

- Хорошо показано, что здоровая полноценная личность НИКОГДА не поймёт больного человека. Все её попытки оказать созидательное воздействие на героя – психоаналитические (в книги я их не увидила, но героиня о них упоминает), сказкотерапевтические и искусствоведческие, отскакивали от него как каучуковый мячик от стенки. И по-другому быть не могло, т.к. здесь использовались методы психологии, которые могли бы повлиять на здорового человека с обычным комплексом неполноценности, застенчивостю, обделённостью материнского внимания, нереализованностью и т.п., но не на человека с паталогией.

- Отлично написаны эпизоды с Ч.В. Мне диалоги между ним и Мирандой по поводу живописи показались интересными, ясными и чёткими.

- Идея произведения любопытная, на мой взгляд, не избитая, выраженная достаточно ясно. Очень хорошо её сформулировала Veronika, ей я и предоставлю право её высказать.

- В целом произведение имеет общую сыроватость. Что именно следовало бы подкорректировать в общем фоне и в образах, я смогла бы понять, прочитав уже более зрелые произведения автора, а поскольку они ещё не прочитаны, от дальнейших критических замечаний пока воздержусь.

P.S. В книге затрагивается область психиатрии. Интересно, автор консультировался со специалистом при написании этого произведения?  На сколько правы Фаулз и я в своих оценках?)

Оффлайн Veronika

  • Почетный деятель
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2923
  • Репутация: +64/-1
    • Просмотр профиля
Джон Фаулз
« Ответ #1 : 30 Март 2009, 16:27:41 »
Цитировать
- Идея произведения любопытная, на мой взгляд, не избитая, выраженная достаточно ясно. Очень хорошо её сформулировала Veronika, ей я и предоставлю право её высказать.


Да, идея вполне ясна. Здесь показано не противостояние Добра и Зла, Белого и Черного, а Добра и Посредственности. Другими словами - Белого и Серого. И это Серое в конце концов побеждает, причем даже не заметив своей победы. Для Калибана смерть Миранды не победа, а досадное недоразумение - редкий экземпляр сломал себе крылышки и погиб, значит, будем охотиться на другой... причем вот что добавляет горечи: угадываешь, что следующая жертва будет несравнимо ниже своей предшественницы и по душевным качествам, и по уровню интеллекта. А Серость этого даже не заметит!

Проблема поднята весьма актуальная. Это только в книжках есть Злые Враги, с которыми надо бороться. А в жизни - хорошо, если они есть! В большинстве случаев тебя встречают Равнодушие и Посредственность, которая (словами Миранды), как старик-водяной, забирается на плечи и давит, давит, все, что есть светлого и доброго. И это посредсвенность часто сильнее самого зла.

Цитировать
- В целом произведение имеет общую сыроватость. Что именно следовало бы подкорректировать в общем фоне и в образах, я смогла бы понять, прочитав уже более зрелые произведения автора, а поскольку они ещё не прочитаны, от дальнейших критических замечаний пока воздержусь.


По поводу других произведений. Знаешь, так и не нашла в себе силы прочеть третью книгу Фаулза. После второй. За Коллекционером тут же взяла "Волхва" (Или "Мага") - и....700 страниц полнейшей чуши! Я читала последние страницы в надежде, что пойму хоть что-то, но перевернула последнюю - и, знаешь, осталась с ощущением, будто меня надули)) Спросила у тех, кто читал "Червя" и "Любовницу французского летейнанта" - оказалось, у них то же ощущение по поводу этих двух произведений. А т.к. - как ты уже, наверное, заметила - читать Фаулза очень непросто (почему? не знаю... текст ведь несложен) - то на третью книгу меня так до сих пор и не хватило.

Оффлайн Philosophy

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 78
  • Репутация: +2/-0
    • Просмотр профиля
Джон Фаулз
« Ответ #2 : 02 Апрель 2009, 09:59:11 »
Знаешь, когда я в последний раз была в книжном и увидела Фаулза, у меня непроизвольно вырвалась фраза (внутренний голос): "Ну нет, Джон Фаулз, с меня пока достаточно вашего Коллекционера"))) Было забавно, т.к. это вырвалось непроизвольно) Волхв у меня стоит и давно, но пока не тянет к себе, может потому что моя подруга, дочитав его до середины, так и не смогла эту "нудату" дочитать дальше, а я считаюсь с её мнением, когда у меня на горизонте есть действительно интересные вещи.
Давно хотела прочесть его "Любовницу...", а сейчас после твоих комментариев ещё интересней стало)

Оффлайн Veronika

  • Почетный деятель
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2923
  • Репутация: +64/-1
    • Просмотр профиля
Джон Фаулз
« Ответ #3 : 04 Апрель 2009, 21:00:05 »
До "Любовницы..." и я все хочу добраться,  но что-то мне говорит, что "Коллекционер" был случайностью.

Оффлайн Philosophy

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 78
  • Репутация: +2/-0
    • Просмотр профиля
Джон Фаулз
« Ответ #4 : 06 Апрель 2009, 21:21:51 »
Кстати, возвращаясь к идеи того, как ничтожества, лицемерно почитая возвышенных людей, на самом деле ждут их падения... У Достоевского в "Братьях Карамазовых" встретила цитату как раз на эту тему :"любят люди падение праведного и позор его". Это явление оказывается встречается не только в повседневных отношениях между людьми и в форме паталогического комплекса неполноценности (как у Калибана в "Коллекционере"), но и в глубокой философии человеческой природы)

 
Sitemap 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24