SL - А) посмотрите на сайте Андрея Христиченко
http://hristichenko.narod.ru - вокалиста Хрустального Шара
В) Хотя эта питерская рок-группа первой половины 80-х не оставила после себя профессиональных записей, а её название сегодня вспоминают разве что в связи с именами игравших в ней музыкантов, ХРУСТАЛЬНЫЙ ШАР, без сомнений, имеет право на место в истории, а его музыка - сложись судьба группы чуть более счастливо - могла бы украсить собой анналы питерской рок-классики.
ХРУСТАЛЬНЫЙ ШАР организовал ныне известный (а в то время двадцатилетний) питерский музыкант Святослав "Слава" Задеpий. Он pодился 30 июня 1960 в Ленингpаде, а его пеpвой настоящей гpуппой стали школьные ЗВЕЗДОЧЁТЫ, где он игpал на гитаpе и пел в 1976-1978. ЗВЕЗДОЧЁТЫ замахнулись, ни много, ни мало, на рок-оперу "Руслан и Людмила" (на сюжет поэмы А.С.Пушкина) - в то время весь отечественный рок, от мала до велика, мыслил исключительно крупными формами, операми, сюитами и концертуальными альбомами, хотя мало кто располагал соответствующими возможностями.
Осенью 1978 трое бывших ЗВЕЗДОЧЁТОВ влились в pяды конкурирующей группы ЛЕТАЮЩАЯ КРЕПОСТЬ, которая репетировала в одном из подростковых клубов на Петроградской стороне, балансировала между арт-роком, хардом и неизбежной в то время МАШИНОЙ ВРЕМЕНИ и тоже стремилась играть собственный материал. В КРЕПОСТИ Задерий сменил соло-гитару на бас и вскоре стал одним из явных лидеров группы - наряду с гитаристом Лёшей Ильиным.
В мае 1980 в ЛЕТАЮЩЕЙ КРЕПОСТИ произошёл раскол, в результате которого Слава Задерий и их тогдашний барабанщик Алексей Полуэктов (ранее в КАКАДУ и ЗЕРКАЛЕ) ушли и организовали собственную группу, которая и получила имя ХРУСТАЛЬНЫЙ ШАР. Название было выбрано с умыслом: образ хрустального шара (как сакрального символа из арсенала алхимиков и сердневековых мистиков) был весьма популярен у западных хард-рокеров - от STYX до DEEP PURPLE - что сразу должно было настраивать слушателей на соответствующую музыку. Гитаристом ХРУСТАЛЬНОГО ШАРА стал Владимир Богатырёв (р.01.09.61 в Ленинграде), игравший до этого в группе ЭРМИТАЖ, которая, как и ЛЕТАЮЩАЯ КРЕПОСТЬ, окучивала танцплощадки Всеволожского района.
Они устроились репетировать в ДК "Невский", но после первых же репетиций уже слишком взрослый, чтобы заниматься самодеятельностью, Полуэктов решил бросить рок-н-ролл. Пару недель группе помогал тогдашний администратор "Невского", сооснователь и первый барабанщик АКВАРИУМА Анатолий "Джордж" Гуницкий, но хард, конечно, был не его музыкой, да и занимался он тогда совсем другими вещами, поэтому стабилизировался состав ШАРА лишь в июне, когда за барабаны сел Михаил Нефёдов (p.10.01.61 в Ленингpаде), который до этого ни в одной серьёзной группе не играл, а держать барабанные палочки научился в родном ЖЭКе на Малой Охте.
В октябре 1980 ХРУСТАЛЬНЫЙ ШАР перебрался на новую базу, в клуб Главной Водопроводной Станции (ГВС) на улице Воинова, а его состав усилил певец, гитарист и автор ряда песен КАКАДУ Александр Старшинов. Следом за ним в ШАРЕ появился ещё один выходец из ЛЕТАЮЩЕЙ КРЕПОСТИ, клавишник Александр Кузнецов. (КРЕПОСТЬ к этому времени, фактически, распалась, а Лёша Ильин вернулся в музыку лишь в середине 80-х во главе группы НОКАУТ.)
Полноценный дебют ХРУСТАЛЬНОГО ШАРА состоялся 16 ноября 1980 в клубе фабрики "Большевичка", когда они разогревали зал для РОССИЯН на сэйшене, который организовал Олег Калинин. В сезоне 1980-1981 группа выступила в городе ещё пару раз, в т.ч. в каком-то клубе на Лиговке, в компании с ДНЁМ РОЖДЕНИЯ и ЗЕРКАЛОМ, а также играла на танцах в Парголово.
К лету группа добилась мало-мальской известности, но тут же начались различные сюрпризы. Для начала, в июне ушёл растерявший энтузиазм Саша Старшинов. На его место был приглашён активный участник разнообразных хипповских проектов, флейтист и отчасти певец Михаил Малин, который в разное время сотрудничал с Игорем Голубевым (позже ДЖОНАТАН ЛИВИНГСТОН), недолговечной супергруппой Александра Ляпина СТАЯ, ПЕПЛОМ и т.п. Лето ХРУСТАЛЬНЫЙ ШАР провёл, выступая на танцах в местности с экзотическим названием Борисова Грива, которая запомнилась музыкантам, в-основном, регулярными и жестокими драками местной молодёжи.
В сентябре, из меркантильно-познавательных соображений Малин, прихватив с собой гитариста Богатырёва, отправился на просторы Восточной Сибири не то рубить, не то, наоборот, сажать лес. К сотрудничеству с ШАРОМ были в спешном порядке привлечены участники безымянного трио - Андрей "Кролик" Христиченко (р.1.10.63 в Ленинграде), гитара, вокал, Сергей "Клипс" Павлов, бас и Юрий Шлапаков (р.27.04.63 в Ленинграде), барабаны - которые с эклектичным репертуаром собственного сочинения концертировали, главным образом, по квартирам своих и чужих друзей. Правда, альянс состоялся лишь отчасти: Христиченко стал певцом группы, Шлопаков - звукорежиссёром, а Павлов - просто общим приятелем. Пост гитариста получил чей-то приятель Валера, фамилии которого история - за краткостью его пребывания в группе - не сохранила.
ХРУСТАЛЬНЫЙ ШАР нового образца устроился на танцплощадку в Кузьмолово, а 21 ноября 1981 был принят в Рок-клуб. Загремевшего в армию Валеру к тому моменту сменил покаянно вернувшийся из сибирских вояжей Богатывёв. Дебют группы на Рубинштейна, 13 был назначен на конец года, однако, фатальное стечение обстоятельств (прорыв труб топления, в результате которого часть помещений ЛМДСТ оказалась затоплена!) помешало ему состояться.
Более или менее полноценный дебют группы в Рок-клубе состоялся в январе 1982. Хотя особо удачным назвать его было трудно: скудная аппаратура съела достоинства и без того не слишком профессионально сыгранной музыки, он подтвердил, что у ХРУСТАЛЬНОГО ШАРА есть мощный потенциал. Хотя ШАР начинал с оpтодоксального хаpда, к этому времени группе удалось отыскать начатки собственного, весьма хаpактеpного мелодического языка, в котоpом энеpгия прямолинейно-жёсткого pок-н-pолла двигала вперёд простодушные, но вполне оригинальные мелодии, а череда куплетов и припевов нанизывалась на выразительные хард-роковые риффы. На сцене ХРУСТАЛЬНЫЙ ШАР, в отличие от большинства совpеменников, пытался использовать элементы театpализации и пантомимы, костюмерию и макияж - по сути дела, это был чистой воды глэм в духе SLADE или T.REX.
Репертуар ШАРА включал, главным образом, песни Задерия ("Продавец Песен" на стихи Глеба Горбовского и его собственная "Королева бара" были явными заявками на хит); часть номеров ("Розовый Бокал", "Лицемер" и т.д.) сохранились со времён ЛЕТАЮЩЕЙ КРЕПОСТИ и были сочинены Лёшей Ильиным, а ещё один потенциальный хит, "Моя герла живёт в общаге" (этакий парафраз фольклорного сюжета "Живёт моя отрада в высоком терему") принадлежал перу лидера группы ТЯЖЁЛЫЕ БОМБАРДИРОВЩИКИ, а ныне известного художника Олега Котельникова.
Между тем, отношения группы с Рок-клубом складывались непросто: она была вовлечена в запутанный конфликт с разделом какой-то аппаратуры между ней и будущей МАНУФАКТУРОЙ; местные эксперты относились к ней скептически, а концертов практически не было.
Лето 1982 ХРУСТАЛЬНЫЙ ШАР провёл в Понтонной, а по окончании сезона впал в спячку. Вскоре после этого группу покинул Саша Кузнецов, место которого занял Константин "Швейк" Григорьев. Их второй концерт в стенах Рок-клуба, вместе со СТРАННЫМИ ИГРАМИ и ТАМБУРИНОМ, состоялся в марте 1982, но тоже не прибавил группе славы, и сразу после него ХРУСТАЛЬНЫЙ ШАР распался.
В том же марте Задерий предпинял попытку собрать новый состав, в который были приглашены его старый коллега Алексей Ильин (экс-ЛЕТАЮЩАЯ КРЕПОСТЬ), соло-гитара и Валерий Кирилов (в то время ПЕПЕЛ), барабаны, но первая же репетиция закончилась дракой, и группа умерла, не родившись. Последний гвоздь был забит в останки ШАРА 3 апреля на концерте в Рок-клубе (КРАСКИ, Владимир Леви (ТАМБУРИН) и Андрей "Кролик" Христиченко в сопровождении сводной группы, в состав которой входили Алексей "Рыба" Рыбин (экс-КИНО) и Слава Задерий, игравший там на трубе), после которого половина гостей и музыкантов оказалась в ближайшем пикете.
Позднее в том же году Кролик собрал новую версию группы - он сам, гитара, вокал, Костя Григорьев, клавишные, Сергей "Клипс" Павлов (успевший между делом отметиться в группе АСТЕРОИД), гитара, Олег Малый (экс-ГЕРБАРИЙ), бас и Эдуард Шкалиев, барабаны - которой дал усечённое имя ХРУ.ША. Группа просуществовала несколько месяцев и распалась той же осенью.
Между тем, распустив ШАР, Задерий и Нефёдов организовали новый квинтет, в который пригласили двух участников группы ДЕМОКРИТОВ КОЛОДЕЦ и очередного вокалиста. За следующий год эта группа, сменив двух певцов, превратилась из ДАФНЫ в МАГИЮ, а чуть позже взяла новое имя АЛИСА, под которым и вошла в историю.
Задерий в 1986 ушёл из АЛИСЫ, позднее собрав группы НАТЕ! и MAGNA MATER. Нефёдов играет в АЛИСЕ по сей день. В НАТЕ! в разное время играли Малин и Олег Малый. Богатырёв, Старшинов, Полуэктов и Кузнецов покинули сцену. Кролик пытался петь в КСК, потом создал экспериментальный проект СЕМЕЙНЫЙ СКАНДАЛ (где с ним играл и Клипс Павлов), а в 1990 эмигрировал в Израиль, где играл с группами 17 МИГОВ ВЕСНЫ и ЯГОДКИ. Павлов также работал с ВНЕЗАПНЫМ СЫЧОМ и долго диджейстововал в клубах Европы. Малин в середине 80-х изготовлял и продавал нэцкё, стал первым проводником Брайана Ино по питерскому року, а до НАТЕ! играл в ЦИВИЛИЗАЦИИ Z. Позднее он занялся электронной музыкой (FANTOM), имел неприятности с законом, а в 1996 умер от цирроза печени.
За время своего существования ХРУСТАЛЬНЫЙ ШАР сделал несколько концертных записей, которые имели хождание в магнитоиздате, однако, их песни так и не были записаны профессионально и, к сожалению, никогда не издавались.
Группа была создана Святославом Задерием летом 1980 года. В 1981-83 входила в рок-клуб. "Хрустальный шар" играл ортодоксальный хард-рок, правда, пытаясь использовать на концертах театрализацию и концептуальный подход. Сам Задерий начал увлекаться психоделическими штуками. Вот что писал об этом коллективе Старый Рокер (он же Анатолий "Джордж" Гуницкий в статье "О скучной музыке" где-то году в 1983): "Ну а что же "Хрустальный шар"? Мальчики, милые! Что же вы делаете? Зачем вы слепо копируете музыку десятилетней давности? Ведь вы все вместе - и играете неплохо, и на сцене держаться можете, а энергия, которую вы излучаете, превращает классическое рок-шоу Г.Барихновского в танцы загнанного коня. А что если не штамповать боевики, похожие друг на друга, как целофановые мешки, а сесть и подумать: "Что же мы, собственно, играем? Музыка ли это?" Да, в зале всегда найдется десяток-другой поорать и попрыгать (хотя по-настоящему торчать на рок-концерте - большое искусство), но стоит ли на них ориентироваться? Я не призываю вас играть рэггей, ска, и прочую новую волну - если в этих стилях играть по шаблону, то толку тоже не будет, а года через полтора, мне кажется, многие музыканты попадут впросак с "новыми волнами". А если говорить серьезно (хотя я это и делаю на протяжении всей статьи), то музыкантам "Хрустального шара" имеет смысл всерьез задуматься над всемирной историей рока, которая далеко не проста и во многом поучительна, а также разузнать, что же такое происходило в 1968 году, когда хард-рок получил завершающий фактор для своего развития." К весне 1983 года "Хрустальный шар" распался, но вовсе не послушавшись мудрого Гуницкого - эпизод развала коллектива описан в незавершенной еще книге Святослава Задерия "Злата баба": "...моя группа "Хрустальный шар" ввиду женитьбы гениального гитариста Вовы Кровавого разошлась. Вова был действительно гениальный гитарист, мог играть как угодно - на голове, стоя "мостиком", и так далее. Мы играли, я считаю, достаточно хороший хард-рок, такой сексуальный, подвижный. Прозвище "Кровавый" произошло оттого, что однажды они с ребятами военную форму набили соломой, облили красной краской и оставили в парадном. Проходившая мимо старушка, говорят, увидев это, умерла от сердечного приступа. Но потом Вова женился, жена увезла его с собой, и у меня группа без основного гитариста несколько растеклась." На обломках "Хрустального шара" и другой рок-клубовской умершей группы - "Демокритова колодца" весной 1983 года возникла группа "Алиса".