Интервью с Максом Морбидом из 1998 - Я знаю, что почти вся музыка TODESGEIST принадлежит твоему перу, что тебе помогает писать столь мрачную и удивительную музыку, что является твоим источником вдохновения?- Проявлением моего вдохновения являются такие моменты, когда хочется и можется что-то делать, но это бывает редко. Обычно у нас отбирается один рифф из пяти и это уже решаю не я, хотя воюю за них всех. В принципе вдохновением может послужить любая вещь: книга, музыка, сдача экзамена, хорошая новость или депрессия. В основном последнее. А так как книги я читаю в общем-то невеселые (фильмы и музыку предпочитаю соответственные), то те негативы, которыми я наполняюсь, приводят к чему-то вроде психологического гнойника, прорывы которого и являются актами творчества.
- Как я понял, ваш последний альбом писался полностью обновленным составом, не мог бы ты пояснить ситуацию.- Не совсем весь состав был обновлен. Альбом записывался впятером: я писал гитары и вокал, бас прописывал Кир, пришедший на смену Павлу, которого забрали в армию. На скрипке пиликал Tony, которого мы выхватывали с уроков в муз училище, расположенного рядом со студией. Он кстати на ходу и придумывал свои партии (сейчас Tony уволен за низкие трудовые показатели). Клавишные писал Mozart, но он вынужден работать и не имеет возможности заниматься музыкой. А вот барабаны прописывал тот же барабанщик, что и на первом демо - Бога “Van Gogh”. Только он и я остались от старого состава. На место гитариста Leper’a пришел Алекс Дробинский (ex-Vortex). В записи “Aversion...” он, однако, участия не принимал, так как проходил адаптационный период.
- Твоя оценка о проделанной над альбомом работе.- Альбом получился “неживым”, у него не хватает экспрессии и эмоций. Это потому, что мы писали песни с интервалами в месяц или два. Они были только придуманы, и мы кое-как собрав тему шли в студию (сначала планировалось просто переписать демо “By the paths of Calming” , но решились записать новые песни). Текста я писал на бумажке - вокал практически не репетировался (поэтому-то он так и отличается от первого тэйпа, где все было отрепетировано и обкатано на концертах). Гитарный саунд тоже все время приходилось перенастраивать. Все время какие-то левые гитары, примочки, бесконечная война со звукооператором и нервное поглядывание на часы (в студии $15 час и $50 сведение). Звукорежиссер вообще ни разу не писал такой музыки, а живые барабаны вообще прописывал впервые. Так что если бы представился случай, то я бы переделал все процентов на 50 лучше (хотя бы усилитель взял не Marshall, a Fender Twin). В дальнейшем оказалось, что такую вещь как мастеринг у нас в городе не делают, поэтому песни разнятся по звучанию. Кстати, очередность была такой: август - “Wreath...” (ее мы записали только чтобы побыстрее сделать видео, которого до сих пор еще нет), сентябрь - “Voice...”, октябрь - “Das lied...”. По сему моя оценка “3”.
- Скажи, в жизни ты стараешься следовать каким-либо принципам или идеям, следуешь ли моде, имеешь имидж. TODESGEIST в реальности мрачные и веселые.- В жизни я не следую моде. Единственные проявления моего имиджа - стараюсь носить черное и не стригусь пять лет. А Todesgeist в реальности клоуны-алкоголики, причем главный клоун - наш драммер Бога. Это связано с тем, что вся наша мрачность изливается на фэнов во время концертов, и мы как True Men не можем долго грузиться. Обычно все любят с нами гаситься у нас пьянки веселые и запоминающиеся (хотя есть конкуренты: Южно-Сахалинский Dethonator. Это прирожденные клоуны-пьяницы. Trust me, I used to drink with them!)
- Многие ваши песни повествуют о смерти. На мой взгляд, только для того, чтобы написать что-либо подобное как “Das lied des selbstmorders”, нужно, по крайней мере, быть самоубийцей. Что для тебя означает смерть. На твой взгляд, почему практически все metal команды ищут именно в смерти темы для своих песен?- Смерть для меня - это продолжение жизни. А эксплуатирую темы о смерти, потому что они заставляют задуматься о жизни. Посмотреть на вещи через призму собственной смерти обычно помогает не загружаться всяким shit’oм. Всем конечно интересно, что ждет нас на той стороне Стикса, можно пофантазировать на эту тему. Для меня лично, смерть - это то, что я рано или поздно почувствую сам и, по возможности, пополнее, так как это есть Дао, и следовать ему - значит спокойно его принимать. То, о чем я рассказываю в своих текстах - это взгляды на смерть других людей. Основная концепция нашего нового альбома - отвращение к жизни. Здесь оно иллюстрируется исповедью вампира , бывшего языческого бога. Ему очень неуютно в христианскую эпоху, и его существованием становятся ненависть и месть, выливающиеся в жажду крови. Однако самому ему такая жизнь чужда. В тексте “Retention...” тема трактуется как отвращение к мирской суете. Его испытывает человек, ушедший в себя, в свои собственные грезы, поменявшего реальность на сновидения. В полной мере тема тема “отвражения к существованию” раскрывается в размышлениях неудавшегося самоубийцы ( вещь “Das lied...”), который тщетно пытается пересечь хрупкую грань смерти, но ему всячески мешают осуществить задуманное. Его “спасают”, “кормят жизнью с ложечки”, но крик “I’m sick of your life...”, показывает его истинное отношение к происходящему. Текст этот, кстати, основан на стихах Р. М. Рильке. В песне “Wreath for souceress” повествуется о человеке сознательно идущем на прозябание в низших мирах, но он не одинок, с ним туда следует его любимая (лесная ведьма). Смерть для всех этих персонажей лишь трансцендентный акт, за которым следуют долгожданный отдых, откровение, освобождение, воссоединение. Почему Metal bands ищут в смерти темы для своих песен? А что еще нас людей может интересовать в этом развращенном лицемерном мире, где смерть - рядовое явление; мы ходим возле самого порога величайшей тайны, а есть ли там, за этой чертой, что-нибудь?.. К тому же метал команды выступают оппозицией ко всему рядовому, обывательскому, общепринятому и т. п., то тема смерти и есть та ложка дерьма в бочке меда тупорылого большинства, которое бежит от этой темы, пытаясь зарыться в хилый поп-арт с его положительными эмоциями. Не разбираясь в себе самих, это большинство с серьезно нахмуренными бровями деловито плодит смерть; смерть в каждом лице, на улице, в транспорте. Они доведены до крайности безумия, но каждая следующая смерть стремительно приближает их собственную. Эскалация ненависти и обиды на жизнь. Но вернемся к метальным бандам и к их спекуляциях на теме смерти. На мой взгляд, это отчасти дань традиции: серьезные темы для серьезной музыки, которую играют серьезные дядьки; “True men” with iron balls (ха-ха-ха).
- Расскажи о текущей деятельности команды. Какие новости, планы...- За 1998 год мы занимались в основном поисками денег на инструменты, концертами (правда играли всего восемь раз), учебой и мечтами о CD. В конце концов инструменты нашли (у меня Charvel (японский), у Алекса Fernandes, у Кира тоже Fernandes (5-ти струнный), клавиши Roland JV-1000, комбик Peavey Bandit 112 + микрофон Shure. В результате обложились аппаратом и поняли, что хватит булки парить: надо что-то делать с записанным год назад альбомом. Таким образом мы выпустили его в виде второго демо. Как обычно вся суета на мне , но и я как бы всю сметану с того тоже снимаю (типа всех претензий и критики). За два месяца мы распространили 150 копий нашего демо (включая посылки); все деньги с продажи кассет я забираю себе, так как покупаю пленки на свои средства, сам их пишу (для этого я приобрел 4 японских деки), бегаю по знакомым, имеющим цветной принтер, печатаю вкладки… Кажется я начинаю жаловаться? Ладно, прорвемся. В общем, жизнь группы - это пьянки, бабы и сплетни (шутка). У нас четыре репетиции в неделю (чертовски мало) по 3 часа, там мы жутко угараем и дубасим друг друга по мордасам (ха-ха-ха). В планах у нас купить БТР и организовать ДВР (Дальневосточ. Республика). Новости: мы уволили скрипача Tony и взяли на его место скрипачку/клавишницу/вокалистку Катерину. Также мы планируем заняться записью песни для сборника, который мутит “Живой звук” и съемками видео. Есть планы выпустить видео с концертов, различных наших тусовок + интервью (for fans & ‘zines only). Летом собираемся засесть в студию на новую рекорд-сессию (будем писать полнометражный альбом), однако дело напрямую зависит от финансов. Также следует ожидать очередные бомбежки Todesgeist’а по labels & ‘zines и проч., так как во Владивостоке мы достигли своего пика.
- Часто ли концертирует TODESGEIST? Бывают у вас гиги за пределами Владивостока?- Todesgeist концертирует нечасто. В основном концерты проходят во Владивостоке, Находке, Хабаровске. Но сейчас собираемся крутить спонсоров на небольшой тур по провинции (Приморский край). Хреново то, что у нас концентрация населения невелика, городов мало да и сами они небольшие, но тем не менее удалены друг от друга на приличные расстояния, поэтому возить с собою аппарат крайне невыгодно. Но что-нибудь придумаем.
- Расскажи, чем занимаются музыканты в свободное о музыки время.- На самом деле это музыкой мы занимаемся в свободное время; мы все студенты. Я учусь в ДВГУ на филологическом отделении факультета китаеведения, Кир там же, но на физфаке, Бога в ДВГТУ тоже на каком-то электротехническом. Алекс в техникуме на электронщика. Все дико попадаем по учебе и уходим во всякие академки, во время которых и занимаемся музыкой. Иногда по выходным выпиваем, ходим на тренировки по атлетизму, а в оставшееся время слушаем музыку, смотрим видео, читаем всякий shit.
- Какие группы на сцене российского Underground’a можешь выделить. Твое мнение о posers & rip-offers?- Дело в том, что в российском андеграунде я не очень давно (в плане общения с другими командами). Я могу лишь отметить тех, что я слышал. Нехилый состав Deathonator из Южно-Сахалинска. Оверпрофессионалы. Довольно крутая банда Bosch. Из российской тусовки… Mental Home - pure shit (
- ред.), Gods Tower - какой-то кал, Goresleeps (ранний) - в принципе ничего, но все-таки голимовато. Tales of Darknord - ничего, но как-то бестолково. Вообще-то критик из меня никакой - я сужу чисто субъективно. Кстати то, что Todesgeist - pure shit, я тоже слышал, а в одном из ответов на наше первое демо одна контора заявила: Competent, but lacks originality! И знаешь, я согласен.
Posers... Если они имеют железобетонный фундамент техники музицирования и таланта, то их можно простить. Но Black Metal posers - suck! Все эти рассуждения о каких-то языческих богах, национальной культуре... Хм, где-то я это уже слышал, не у нацистов ли? I hate this shit! Команды, которые выезжают только на блэковом имидже и норвежском происхождении нисколько не отличаются от попсы. Все это - fucking trend & mainstream. Хорошо им там у себя на пособие по безработице жить, отчего же не поиграть Black metal?! К тому же усилий много не надо - ускоренный курс игры на гитаре, побольше грима и вперед! Я знаю, что в Москве есть банда Satarial, я не слышал их музыки, но судя по обложке - голимый позерский trend!!!
Rip-offers?... Я сам в какой-то степени rip-offer. Мне прислали перевод на первое демо, а я потерял обратный адрес. Но даже я осознаю, что доверие в underground’e (да как и везде) - очень ценная вещь и пренебрегать им, кидая народ, не стоит. Тем более в плане лейблов (Wild rags rec.).
- В заключении...- В заключении хочу вознести дикий приветственный вой всем воинам Андеграунда в этой гребаной стране. Stay dark and strong! Never give up!!!
Интервью с Максом Морбидом, приручённое к выходу первого альбома (1999)Музыканты группы на собственном примере доказали, что во Владивостоке можно делать абсолютно некоммерческую, но профессиональную и пользующуюся успехом музыку
Легенда владивостокского андеграунда, гуру приморского "металла" Макс Morbid рассказывает читателям "Н" о своих планах и перспективах.
- К презентации этого долгожданного альбома будет приурочен концерт, который состоится 15 ноября в ДКЖД. Общественность хочет подробностей...- Эта акция задумана специально для наших истинных фэнов, которые на протяжении уже семи лет искренне и стоически поддерживают группу. Концерт будет принципиально отличаться от всего того, что раньше было во Владивостоке. Он ознаменует собой окончание первого этапа развития андеграунда и выход его на другой уровень. Десять киловатт звука раскроют истинную мощь дальневосточного металла, представленного, кроме Todesgeist, монстрами из Находки - группами "Легион" и Zerokarma. Наши диски появятся в продаже уже в середине ноября, однако некоторые экземпляры можно будет приобрести прямо на презентации. И вообще, этот концерт будет последним появлением Todesgeist на публике в нынешнем году. После этого мы плотно засядем в студии для работы над новым альбомом Chain of life - это рабочее название, 60 процентов которого уже написано.
- Можешь ли ты дать определение стиля, в рамках которого держится группа Todesgeist?- Чтобы не писать километровых наворотов типа death/doom/progressive/black/thrash/fuck"em all, мы придумали определение All shits metal. Вот так незамысловато, зато вполне концептуально... И если честно, то на всей нашей музыке, как и на музыке многих других местечковых команд, лежит жирное пятно буржуазной эстрады. Своим появлением мы обязаны легиону западных групп, но сейчас уже способны работать самостоятельно. Однако я бы не сказал, что мы хотим быть чертовски оригинальными - этого и не получится, ведь оставаться закрытыми ото всех влияний невозможно.
- Творчество Todesgeist - это протест или крик души?- Ни то ни другое. Это личное мироощущение. Все, что находит отклики в нашей душе, служит вдохновением. Тексты и музыку пишу я. Они рождаются, проходя через призму моего эго, и поскольку я весьма критичный человек, то лирика полна резких настроений, а музыка депрессивна. К тому же раньше все мы были фэнами death metal, где злобность и мрачность становились чуть ли не самоцелью. Но сейчас мы удалились от этого, а наша музыка стала пародией на самих себя.
- Какой путь продвижения собственного творчества ты считаешь наиболее результативным: делать музыку более доступной для масс и в результате хорошо продавать альбомы или же избегать любых коммерческих шагов, оставаясь в глубоком подполье, зато иметь репутацию непродажных музыкантов?- Я не вижу ничего плохого в том, чтобы продавать свою музыку. Но при этом нужно чувствовать разницу между игрой на заказ и творчеством для себя. Мы не пытаемся вносить в музыку попсовые элементы, хотя, безусловно, наше демо When life becomes murder можно в каком-то смысле назвать коммерческим. Однако шансов на настоящий коммерческий успех у него ничуть не больше, чем у любого другого материала, рожденного в недрах постсоветского андеграунда. Мы просто рады, что наконец-то выходит наш CD, чем мы выполняем свои обязательства перед поклонниками нашего творчества и сможем с чистой совестью приступить к работе над новым нашим творением. И пусть это покажется кому-то банальным, однако мы хотим поблагодарить всех тех, кто способствовал выходу этого диска и помогал в создании данного материала, а также всех наших фэнов, которые поддерживали нас все эти годы.
Интервью с Максом и Артемием, вроде 2009 годаИстория вашей группы, как давно играете?Макс: Дело в том, что история группы уходит так далеко своими корнями в прошлое, что мы сами ее уже забыли. Помню лишь то, что началось все это в 1996 году…
Ваш стиль? Макс: А вот он знает, какой у нас стиль!
Артемий: Эмо-Метал-Кор
(*Дружный смех*)
Макс: Да… старый добрый Эмо-Метал-Кор ) На самом деле, у нас сначала были всякие метания – то doom, то progressive, но на данный момент мы ограничились тем, что играем Very Metal Rock.
О чем ваши песни, что вы хотите сказать своим слушателям?Макс: В основном все наши песни о жизни. Либо о личных переживаниях, либо о философских вещах, о жизни и смерти...
А есть ли мораль у вас в песнях? Макс: Мораль – это условно-социальное, на самом деле, но в своих песнях мы ее также касаемся.
А что вас вдохновляет? Макс: Да что угодно....
Крики участников группы: «Мир! Земля! Душа! Секас!..»
Макс: По большому счету, опять же, либо личные переживания, либо информация, полученная из других источников... космос, что-то из поэзии.
Вы поете только на английском?Макс: Нет, еще на немецком. А еще есть одна песня на русском, мы ее сегодня сыграли: «Тыры пыры пассатижи».
Ваши кумиры? Артемий: Металлика.
А как вам последний альбом Металлики? Артемий: Во!
Макс: А мои кумиры – это окружающий мир и его творения. Вот, например, можно найти вдохновение в маленькой травинке и в других незамысловатых вещах.
А какую музыку вы любите слушать обычно?Макс: Всегда разную, т.е. бывают периоды жизни, когда слушаешь тяжелую музыку, бывает, когда очень тяжелую, а бывает, когда от тяжелого уже воротит, начинаешь слушать легкую музыку.
С какими местными коллективами общаетесь, дружите - можете выделить?Артемий: ТЭЦ-3!
А еще Zerokarma и Fuck Shit Up? Артемий: Да!
А из тех коллективов, в которых вы не играете? Макс: Хорошие группы Diadema, Mental age и еще много и много других.
Ведете ли вы запись альбома в данный момент?Макс: Да, мы ведем запись альбома... уже пять лет. )))
А сотрудничаете с какими-нибудь лейблами?Макс: Нет, к сожалению, нам нечего им предложить... пока. Мы, конечно, работаем над тем, чтобы что-то появилось достойное, но извечный вопрос перфекционизма – мне все не нравится и поэтому ничего не получается. Я являюсь злым гением группы. Они говорят: «Это хорошо, Макс, хорошо!!! Давай так оставим» – «Нет!!!» – и все начинается заново.
Артемий: Ну, есть еще и технический вопрос, когда нужна какая-нибудь деталька, чтобы все зазвучало на высшем уровне.
То есть, вы хотите сказать, что материала у вас много, но вы его еще не выпустили?Макс: Материала миллион уже, но мы его не можем записать. Мы долго работали над понятиями Кача и Колеса – космическими составляющими музыки, так что в скором времени запишем что-нибудь.
Как вы относитесь к попыткам местных групп пробиться на Запад, например, группа «Лунный парк» ?Макс: Это нормально. Дело в том, что любой процесс должен иметь конечную цель. У нас есть очень много хороших групп, но они не видят перспективы никакой. Всё, что им доступно – это играть бесплатно на разных фестивалях. Это, например, один из немногих фестивалей, где мы сегодня получили гонорар. А в основном мы играем бесплатно уже 12 лет.
А какова конечная цель вашего творчества?Макс: Мировое господство и создание группировки, альтернативной Мировому Еврейскому правительству. ))))
Вопрос к Артемию: как начинал, и твой совет всем начинающим барабанщикам, которые сидят дома, нет у них ничего, но они смотрят на тебя и мечтают стать...Артемий: Начинал я на ведрах, в общем-то, канистрах, подушках и на нервах. Как все, в принципе. Ну а пожелать могу – приходите к нам в студию – мы научим
Макс: Он сначала преподает на простых подушках, потом на подушках, набитых кедровой стружкой, потом на ортопедических подушках, ну а потом, может быть, и на настоящих барабанах
Артемий: Смотрите Дом-2, видеошколы и приходите к нам в студию на занятия.
А Дом-2, чтобы вдохновиться ненавистью?Артемий: Чтобы стать реальным барабанщиком – нужно набраться терпения. Терпение – это внутренняя дисциплина. Чтобы развить в себе терпение, нужно развить общую терпимость ко всему. Вот смотрение Дом-2 – это тренировка терпения: чтобы смотреть и не выключааать! Так и станешь барабанщиком. Ну а вообще, Дом-2 - это альтернатива просто видеошколам, чтоб отвлечься.
Макс: Да я видел эти видеошколы – это тот же Дом-2! Сидит чувак в шикарном особняке, у него тут барабаны, река за окном. Он сидит и под скрипочки играет, у него все чистенько, жена молодая рядом стоит, и бухла полный холодильник. Он вообще не парится . Так что видеошколы – это тот же Дом-2! ))
А вот тренажеры специальные продаются. Есть смысл покупать?Артемий: Конечно! Рекомендую всем молодым музыкантам.
Стиль металла подразумевает какие-то ограничения для барабанщика…Артемий: Да, ограничения есть, но задача такая – внедрить разностилевую, разноплановую музыку именно в металический жанр. Попытаться не уйти от основного, но при этом какие-то акустические переборчики вставлять, кусочки других стилей.
То есть, ты пытаешься не ограничивать себя этими рамками?Артемий: Да, я пытаюсь, но очень трудно не ограничивать себя в группе Todesgeist, в группе Zerokarma. Лидеры групп требуют четкой рок-игры, мощной. Но, бывает, когда они придумывают какие-то вещи, которые требуют прогрессивной манеры исполнения, а это, собственно, и подразумевает смешение различных стилей.
А если тебя пригласят в джазовую банду?Артемий: Сымпровизировать всегда можно, но ответить качественным уровнем этого стиля я не смогу: у меня нет образования. Просто я учился сам, под влиянием различных барабанщиков. Видеошколы опять же, но больше по рокерской части.
Ты же из Владивостока?Артемий: Живу во Владивостоке, но сам из Находки, и Родина моя там, и дом мой там.
А как тебе удается одновременно сотрудничать с бандами из Владивостока и Находки?Артемий: Ну, периодически туда-сюда мотаюсь. Хотя это довольно тяжело, потому что у меня здесь постоянно то записи, то репетиции, то концерт. Например, новый проект Benzin – играем кавера. И здесь это получается, а вот с Находкой уже сложнее. Чаще всего репетиции с Зерокармой происходят так: у меня есть минус, у меня есть плеер – я сижу в наушниках, играю под минус. Они тоже сидят в наушниках, играют под минус. Встретились на концерте – сыграли.
То есть, «удаленная» репетиция?Артемий: Ну, да.
Получается, за тебя все время идет борьба?Артемий: Да борьба не идет, я пытаюсь решить все очень мирно в плане каком: быть для всех хорошим. Это сложно, конечно, но я стараюсь. Всё же в сутках 24 часа – из них я могу выбрать 2 часа в обед на одну банду, на другую вечером 2 часа, в конце недели поехал, уделил время Находке.
Жесткое планирование?Артемий: Да, я стараюсь.
А музыка для тебя – это хобби или профессия?Артемий: Для меня, наверное, это просто смысл жизни, это то, что поддерживает меня.
Макс: Это образ жизни. То есть, вся моя деятельность, будь я музыкант, звукорежиссер, техник и так далее – все связано с музыкой.
Sex, Drugs & Rock’n’Roll – это ваш лозунг?Макс: Не, мы по наркотикам особо не это.
Ну и ваши пожелания всем читателям интервью?Макс: Нужно быть активными, ходить на концерты, играть музыку, покупать оборудование и повышать свой уровень.
Над интервью работали: Virr, Deda.
All Photos by Roman Hilux.