Добрый вечер Всем! Немного информации о "Зодиак"...
Группа сформирована: 1980 году
Странна группы: Латвия
Жанры: рок
Биография: В конце 70-х гг. в недрах студенческого клуба Латвийской Государственной консерватории имени Я. Витолса композитор Янис Лусенс и продюсер Александр Грива, под влиянием музыки зарубежной группы "Space", создают рок-группу "Зодиак", почти целиком сосредоточившуюся на студийной работе. Искусство музыкантов группы Зодиак вызывало огромный интерес слушателей. Причины этого, видимо, в своеобразии музыкальных решений, оригинальности исполняемых группой композиций. Ее манера привлекала сбалансированностью звучания, превалированием мелодического начала над ритмо-ударным, шумовым, техническим совершенством и хорошим вкусом.
"Зодиак" - ансамбль студийный: его творческие замыслы, стиль раскрываются полностью только в записи, которая представляет собой длительную, сложную и кропотливую работу всех участников, особенно звукорежиссера. "Зодиак" исполняет электронную рок-музыку, используя полифонические синтезаторы и различные специальные эффекты звукозаписи. Широкие и многообразные исполнительские возможности позволяют ансамблю создавать композиции на самые различные темы. Одна из них - тема космоса. "Зодиак" обращался к ней неоднократно. И с особым интересом - после посещения Звездного городка, где музыканты с успехом выступали и лично общались с космонавтами, специалистами, работающими в этой сфере. Встречи в Звездном городке, рассказы о полетах в космические дали явились для ансамбля новым творческим стимулом. И уже названия композиций Яниса Лусенса, свидетельствуют о характере музыки, которую исполняет рок-группа "Зодиак". В 1982 году ансамбль успешно выступал в Москве в эстрадной программе "Молодость Балтики", проходившей в рамках заключительного концерта фестиваля "Московские звезды", посвященного 60-летию образования СССР и XIX съезду ВЛКСМ. Завершена и работа над фильмом "Звездная палитра" (Центральная студия научно-популярных фильмов), где "Зодиак" своей музыкой как бы "комментирует" картины дважды Героя Советского Союза летчика-космонавта Алексея Леонова.
Первый альбом "Диско Альянс", записанный и выпущенный в 1980 г., стал самым покупаемым альбомом в Латвии всего времени. Он явился настоящей бомбой на советской эстраде. Пластинки, вышедшие большим тиражом, раскупались мгновенно во всех уголках Советского Союза. Согласно неофициальным записям, более 20 миллионов виниловых пластинок были проданы в Советском Союзе, Японии, Австрии, Финляндии и других странах мира.
Все альбомы Зодиака являются уникальными, не похожими друг на друга, и представляют собой композиции, связанные определённым стилем и тематикой. Первый альбом выполнен в стиле "диско" и включает в себя как быстрые ритмичные мелодии, так и медленные лирические. В первых двух композициях альбома "Диско Альянс" чувствуется влияние группы Space, но именно они определили лицо группы: обилие новых космических звуков синтезаторов. Характерная черта альбома - увлечение лидера группы - Яниса Лусенса низкими регистрами. Мелодии ритмичных композиций звучат попеременно в верхних и нижних октавах. Особо хочется отметить разнообразие ритмического рисунка у бас-гитары, которое во второй композиции фактически представляет собой самостоятельный солирующий инструмент, сливаясь с клавишными.
Если в быстрых композициях большое значение придаётся мелодии и басам, то медленная композиция "Мираж" предельно насыщена полифонией. В отличие от многих западных проектов, Зодиак невозможно упрекнуть в однообразии. Зодиак никогда не был эпигоном самого себя. Если в первом альбоме лейтмотивом звучит тематика диско, то во второй работе группы "Музыка во вселенной" ( Music in Universe ) Янис Лусенс обращается к космосу. Новые инструменты, новые ритмы, упор на гитары, синкопированный ритм. И такая же великолепная полифония в композиции "В свете Сатурна".
Сильная сторона творчества группы - названия песен в основном соответствуют содержанию. В традиционном для советской эстрады стиле, связанным с увлечением синтезаторной полифонией в верхних регистрах и ударными, написана тема "Провинциальное диско". В свою очередь, именно в ней мы встречается вся прелесть манипуляции с мелодией в различных октавах. Именно этот элемент - один из самых трудных для жанра инструментального диско, страдающего однообразием. Многие убеждены, что рок-группа Зодиак является блестящим образцом гениального творчества, воображения и изобретательности.
Революционная по тем временам пластинка с космическо-фэнтезийным артворком пользовалась в СССР совершенно бешеной популярностью, но столь же яркого продолжения не имела. Янис Лусенс закрыл проект, а позже стал одним из самых уважаемых «серьёзных» музыкантов Латвии, и его деятельность уже не имела ничего общего с «Диско Альянсом». Казалось, что ZODIAC благополучно забыли, причём навсегда.
В 2002 году трек «Resurrection» ростовской электронной формации ППК таранит британский национальный чарт до третьего места и победоносно шествует по танцевальным клубам Старого Света. Эта композиция являлась ничем иным как кавер-версией первой вещи с «Диско Альянса».
В ноябре 2005 года компания SBA/GALA Records объявила о грядущем переиздании «Disco Alliance» и об участии группы ZODIAC в концертах «Дискотеки 80-х» 25 ноября в Москве и 27 ноября в Петербурге…
ТЕРРИТОРИЯ КУЛЬТУРЫ: Янис, чем Вы занимались в последнее время?
ЯНИС ЛУСЕНС: Последние 10 лет я был сосредоточен на крупных формах – работал в жанре мюзикла и оперы. Мои мюзиклы «Kaupen, mans milais» и «Indrika hronika» прошли довольно успешно. Недавно я написал первую латышскую оперу для детей «Putnu opera"/ "Birds opera» и сделал несколько камерных проектов совместно с оперной певицей Кристиной Задовской и моим товарищем «зодиаковских» времён Зигфридсом Муктупавелсом – он присоединится к нам на предстоящих концертах. Я выпустил несколько альбомов собственных сочинений в различных жанрах – поп, инструментальная музыка, нео-классика и т.д., но в основном это работы, рассчитанные на латвийский рынок.
ТК: Почему Вы решили переиздать альбом 1981 года именно сейчас? Насколько это связано с европейским успехом кавер-версии, сделанной ППК?
ЯЛ: На самом деле, в Латвии этот альбом переиздавался ещё в 1997 году и вновь пользовался успехом. Насколько мне известно, в России он тоже издавался, но, к сожалению, без моего на то разрешения. Что касается ППК, мне действительно понравилась предложенная ими версия «Zodiac»/«Resurrection». Мы тоже записали несколько миксов с латышскими продюсерами в 97-ом, но они не были столь популярны. ППК сделали большое дело, они придали мне храбрости попробовать снова поработать с материалом, написанным в 80-е. Господи, как давно это было!
ТК: Ваша работа происходила в разгар «холодной войны», но музыка ZODIAC звучит слишком «фирменно» для советского коллектива, а обложка диска выполнена в эстетике запрещённой в СССР киноэпопеи «Звёздные Войны». Записывая «Disco Alliance», задумывались ли Вы об «идеологической» стороне проекта? Довелось ли Вам испытать какие-то трудности и ограничения в связи с этим?
ЯЛ: Знаете, когда я работал в студии, единственным, что занимало мои мысли, была музыка. Нам повезло – у нас был отличный музыкальный продюсер. Я бы даже сказал – советский продюсер номер 1, Александр Грива. В целом это была его идея: делать «советский ответ группе SPACE», но я не думаю, что здесь присутствовал какой-либо политический момент. Во всяком случае, мне об этом ничего не известно. Для меня это был просто уникальный шанс выпустить инструментальный лонгплей с моей музыкой.
ТК: Вы рассчитывали на фурор, который произвела пластинка, или он стал для Вас неожиданностью?
ЯЛ: Для меня? Абсолютно не представлял себе, что пластинка будет столь успешна. Думаю, у Александра Гривы были определённые ожидания, но всё же не столь грандиозные. Мне кажется, никто не мог ожидать, что никому не известный проект из Латвии продаст свыше 20 миллионов копий своего альбома. Я и сегодня не могу понять, как это случилось.
ТК: Почему успешная линия «Disco Alliance» не была по-настоящему развита в дальнейших альбомах и не подкреплялась концертной деятельностью? Вы никогда не жалели об этой упущенной возможности прославиться по-настоящему?
ЯЛ: После «Disco Alliance» мы выпустили второй альбом – «Music In The Universe». Вторая пластинка не повторила успеха первой, поэтому мы и прекратили ZODIAC. Но вы не должны забывать, что все эти события происходили в советские времена. Многое тогда становилось возможным только в том случае, если кто-то в Министерстве культуры чего-либо хотел. Коллектив, который изначально существовал в студии, просто не мог выйти и играть на громком качественном звуке, с хорошим светом и прочим сценическим продакшном, необходимым для нашего типа музыки. К тому же, мы не сидели под «зонтиком» филармонии. Мы вообще официально не существовали! Во времена СССР было необходимо принадлежать к определённым организациям, чтобы иметь возможность выступать и ездить на гастроли, – другая, особая эпоха.
ТК: Как Вы считаете, этот диск привлечёт к ZODIAC внимание новых, молодых поклонников, которые не могут помнить «Disco Alliance»?
ЯЛ: Не знаю. В первую очередь мы стараемся для своих старых поклонников, хотя я думаю, что уникальный саунд (а я действительно считаю, что наш саунд был уникальным) может представлять интерес и для молодёжи, но скорее как прикол. Вы только представьте себе, что все барабаны мы писали вживую! Но главная мысль состояла в том, что они должны звучать как драм-машина, поэтому на выходе, мне кажется, получилось нечто действительно уникальное. Если я даю Вам это интервью, значит кто-то интересуется нами и с удовольствием прослушает эту забавную музыку ещё раз. (Смеётся.)
ТК: Вас не смущает участие в «Дискотеке 80-х»? Ведь большинство участников выступает под «фанеру», и там нет практически никого, кто был бы близок Вам по стилю.
ЯЛ: Нам нелегко было принять решение об участии. Но приглашение участвовать в концертах «Дискотеки 80-ых» позволило нам снова собраться вместе и хорошо провести время! Думаю, многим музыкантам нашего возраста хочется повернуть время вспять, хотя бы ненадолго… Мы согласились, потому что Россия для всех нас – нечто особенное. Большая, я бы даже сказал, огромная страна! Мне нет дела до других участников «Дискотеки» – это компетенция организаторов шоу, но я скажу Вам, что мы успели отказаться от многих предложений, прежде чем дали согласие. Трудно сказать почему, но раньше мы всегда отвечали отказом…
ТК: После концертов в Москве и Питере ZODIAC планирует большой тур и запись нового материала, или это разовый реюнион?
ЯЛ: Поживём – увидим. Посмотрим, какая будет реакция, а там уже решим. Но так или иначе, мы работаем над новым синглом, которой будет издан компанией Microphone Records – это наш лэйбл на протяжении уже долгого времени, именно здесь мы переиздали два наших альбома. Сингл представит примерно то же музыкальное направление, что и ППК. На этот раз мы сделаем новые миксы на композицию «Provincial Disco» с помощью нескольких продюсеров из России, Германии и Великобритании. Уже поступают хорошие отзывы по поводу этого начинания. Если сингл удастся, мы всерьёз задумаемся о возращении с полным концертным сетом – с прожекторами, лазерами, компьютерами и прочими необходимыми штуками. Хорошее шоу – вот в чём всегда нуждалась наша музыка! Приходите на наши концерты!