Сплав английского с костромским
Это одна из самых интересных на сегодняшний день трэш-команд России. Ее создали в 1988 г., когда несомненные лидеры направления Metallica уже переросли этот созданный ими стиль, костромичи Сергей Новиков (гитара, вокал) и Анатолий Чеботарев (ударные). Друзья познакомились за два года до этого, когда играли в вокально-инструментальном ансамбле на танцах в местном медучилище. Еще тогда единодушная склонность дуэта к року проявлялась в том, что ВИА по их инициативе исполняли композиции из репертуара AC/DC и Элиса Купера.
Но, как известно, на двух стульях не усидишь, и после прихода Сергея из армии парни решили создать настоящую хард-роковую команду. Бас-гитаристом стал однокашник Новикова по техникуму Александр Каменщиков, а в соло-гитаристы взяли Валерия Мухина. Вместе они сделали только одну магнитофонную запись, и через полгода семейный Мухин, озабоченный хлебом насущным, подался на заработки, «лабать» в ресторане. В то время группа называлась «Князь Серебряный» и исполняла в основном кавер-версии Оззи Осборна, Dio, Savatage и Loudness. Тогда же появились и их первые собственные композиции, очень похожие по стилю на то, что делали тогда перечисленные музыканты.
Все коренным образом изменилось в 1991 г., когда группа, основательно поупражнявшись в английском языке, перешла на один из самых экстремальных в то время жанров - брутал-трэш. Эти вещи вошли в их первый «подпольный» магнитоальбом «Эвтаназия», который был замечен и годом позже выпущен в виниловом варианте на лэйбле Death City Records (подразделение Polygram Russia), что тогда казалось попросту нереальным для команд такого направления. Что ж, мимо таланта не пройдешь. Так что перезаписанный вариант «Эвтаназии» появился на прилавках российских магазинов уже осенью 1993 г.
Однако радость музыкантов и тут же появившегося по всей стране сонма поклонников была недолгой - переориентировавшийся из коммерческих соображений на поп-музыку лэйбл расторг контракты с «тяжелыми» группами. Уже готовую к тому моменту запись альбома «Слепая вера» (о нем наш «Глобус» рассказывал подробно) музыканты решили распространять в виде МС своими силами.
В период с 1995 по 1999 г. группа почти не репетировала - ребята, отвергнутые большим бизнесом, погрузились в пучину житейских проблем. И все же урывками, «в час по чайной ложке», записывали материал для новой пластинки. Худо-бедно, а к концу 1999 г. альбом под невеселым названием «Если наступит завтра» был готов. Прослушав его, старый друг Mortifer Эджен Прайс, возглавлявший к тому времени небезызвестный лэйбл Metalagen, пришел в восторг, и в начале 2000 г. диск появился на прилавках московских магазинов.
Последовали успешные выступления на фестивалях Metalagen, концерты в разных городах. Группа даже открывала московские гастроли легендарных немецких трэшеров Kreator (с тех пор логотипы двух групп будто братья-близнецы). Кстати, о том, что опыт оказался удачным, свидетельствует нынешнее приглашение, поступившее от не менее маститых Sodom.
Вскоре последовал сольный альбом гитариста Mortifer Сергея Новикова «Х фактор». В него вошли композиции 1988-1989 гг. на русском языке (исключение составляет англоязычная кавер-версия Mad Max «Улетаю прочь»). Сергей сам исполнил партии всех инструментов, включая программирование ударных. Работал он в своей студии Black Magic KGTRK TV Technicians. Именно здесь в конце 2001 - начале 2002 гг. был заново переписан альбом Mortifer «Cлепая вера». В августе прошлого года этот последний на данный момент компакт-диск квартета увидел свет. Оформлением буклета занимался художник Игорь Лобанов, известный по работе над обложками пластинок таких отечественных групп, как End Zone и Slot. Сегодня в Mortifer входят Сергей Новиков (гитара, вокал), Александр Кукин, Александр Каменщиков (бас) и Константин Каменщиков (барабаны).
Игорь Еремеев (Красная Звезда 1 февраля 2003г.)