Семен Сон (сценическое имя Сеня Сон), профессор Барселонской академии музыки имени Пабло Казальса, в нашей стране малоизвестен. Однако его имя весьма популярно в музыкальных кругах Европы и Америки. Его программа уникальна и аналогов в настоящее время не имеет. Музыкант закончил Академию музыки им. Гнесиных по классу фортепьяно. В студенческие годы серьезно увлекался современной классической и джазовой музыкой, очень повлиявшей на его фортепьянные интерпретации, работал в различных музыкальных коллективах.
В 1987 году Сон создал рок-группу «Джокер» и параллельно записал на фирме «Мелодия» альбом под названием «Дама пик», получивший высокую оценку среди советских и европейских ценителей музыки. В конце 80-х–90-х годах Сеня Сон осваивает новые направления в компьютерной и электронной музыке и создает собственную студию-лабораторию по записи музыки. В этот период им написано множество произведений для кино, радио и телевидения. В его архиве — музыка к художественным, документальным и мультипликационным фильмам, а также музыкальные джинглы для теле- и радиопередач.
Музыкальные произведения, блистательно исполненные Соном в Израильском культурном центре, представляли самые разные жанры, стили, эпохи и направления. Так, прозвучавшие на вечере произведения Баха, Бетховена, Шопена, Скрябина, перемежались импровизациями на темы джазовой и эстрадной музыки. В рамках программы выступила также израильская исполнительница Ариза Бенини — уроженка Грузии, исполнившая произведения Рахманинова, Власова и Пуччини. Оба исполнителя любезно согласились побеседовать с нами. Сначала на несколько наших вопросов ответил Сеня Сон, заявивший при этом «Вообще-то, я стараюсь не давать интервью… Придерживаюсь мнения Рихтера, который сказал однажды: “Мое интервью — это моя игра”».
– Ваша деятельность очень многообразна... Кажется, вам удалось поработать во все сферах искусства.
– Да, еще когда жил в России, удалось поработать с такими деятелями искусства, как Аркадий Хоралов, Валентина Легкоступова. Был продюсером музыкального проекта на МТВ… Недавно приехал из Лондона, где выступал в Букингемском дворце. Я очень рад, что меня так тепло приняли здесь.
В настоящий момент работаю также с оркестром Лундстрема, делаю для них некоторые джазовые интерпретации.
– В своих выступлениях вы сочетаете различные музыкальные жанры. Чем это в наибольшей степени обусловлено?
– Однажды, довольно давно, у меня была поездка в какой-то «аул» под Тобольском, место крайне глухое. Концерт проходил в деревянном здании. В процессе я исполнил как произведения модного тогда Дунаевского и джазовые композиции, так и классику. После выступления ко мне подошел один дедушка в грязных сапогах и заявил: «Когда раньше я слышал по радио музыку Баха или Моцарта, выключал приемник. Теперь буду делать погромче». Мне стало настолько приятно, что с тех пор я решил сочетать в своих выступлениях современную музыку и классику…
– Известно, что вы активно занимаетесь благотворительностью…
– Да, этой деятельности я уделяю довольно много времени. Например, сотрудничаю, с детским фондом Спивакова. Недавно вернулся из Казани, где проходил детский фестиваль классической музыки.
– Расскажите, пожалуйста, немного о созданной вами в свое время рок-группе.
– Музыка «Джокера» представляла собой хард-рок. Тогда разошлось 700 тысяч экземпляров альбома группы — это очень хороший тираж. Группа просуществовала три года и распалась из-за недостатка финансирования.
– Где вы родились?
– В Симферополе. Там же закончил музыкальное училище.
– Кем были ваши родители?
– Простыми рабочими людьми. Моя мама, например, была швеей.
– А откуда ваша экзотическая фамилия?
– Мой дедушка — итальянец, а бабушка — еврейка. Сон — фамилия, преобразованная с итальянского языка.
– Кстати, ваше отчество не менее экзотично…
– В то время, когда родился папа, веяния революции были достаточно свежи, и потому имя ему дали для тех лет весьма типичное — Авангард.
– В вашей семье сохранялись какие-нибудь еврейские традиции?
– На уровне знания языка идиш моей бабушкой. Кстати, мой брат проживает в Израиле.