Название АТЛАС появилось на свет весной 1981, когда легендарные ЗЕМЛЯНЕ, герои рок-н-ролльной сцены Питера 70-х, звёзды хард-рока и кумиры всех тогдашних меломанов, были принуждены отказаться от своего имени, которое взял эстрадный по своей сути филармонический ансамбль, возглавляемый барабанщиком Владимиром Киселёвым. Усиленно поддерживаемые телевидением и комсомольской прессой, поднявшими на щит их конформистский репертуар и не раздражавший чиновников от культуры имидж "приличных мальчиков", новые ЗЕМЛЯНЕ моментально растиражировали это имя, вынудив его настоящих владельцев искать новое.
Поначалу Евгений Мясников, клавишные, Александр Скрябин, гитара, Григорий Чистяков, гитара, вокал, Андрей Шестаков, бас, вокал, и Павел Третьяков, барабаны, решили сменить название на XX ВЕК, под которым месяц играли на танцах в Парке им. Бабушкина, но оказалось, что в Питере уже есть другой XX ВЕК, поэтому ко времени концертного дебюта - в апреле им предложили сыграть во Дворце Молодёжи в компании с МИФАМИ - они нашли более близкое смыслу к ЗЕМЛЯНАМ имя АТЛАС. Концерт проходил под эгидой только что открывшегося Ленинградского Рок-клуба, хотя АТЛАС так и не вступил в него, справедливо полагая, что клуб в большей степени нужен молодёжи и едва ли способен решать проблемы состоявшихся музыкантов.
С начала сентября до середины октября 1981 АТЛАС регулярно выступал на сцене ЛДМ, обдумывая свой следующий шаг. Уйти в профессионалы, как это сделал, например, ФОРВАРД, им так и не удалось, поэтому они пошли другим путём, приняв в начале 1982 предложение известного эстрадного композитора Александра Морозова стать его аккомпанирующим составом. Весь следующий год они выступали на всех крупных площадках города (БКЗ "Октябрьский", ДС "Юбилейный", ДК "Выборгский", ДК им. Газа, Концертный зал у Финляндского вокзала и т.д.) в эстрадных солянках и на сольных концерта Морозова, где им, как правило, отводилось целое отделение, в котором АТЛАС исполнял свой материал, рок-переложения классики и кавера любимых ими DEEP PURPLE.
У Морозова по отношению к АТЛАСУ были далеко идущие планы: он собирался ехать с ними на фестиваль политической песни в Берлин, но тут выяснилось, что все музыканты числятся на работе в режимном институте НИИЭФА, и выезд заграницу им закрыт. Морозов попытался вытащить их хотя бы в безобидную Болгарию, но и эту диверсию пресекли бдительные стражи секретности. Если поначалу Морозов намеревался записать с АТЛАСОМ целую пластинку, то после неудач с гастролями он эту идею оставил.
Тем не менее, АТЛАС сделал очень интересную аранжировку антивоенной сюиты Морозова "Утро планеты", но дальше этого дело не пошло: Морозов предпочёл отдать работу более известному челябинскому АРИЭЛЮ, который и записал её на пластинку (1983). В конце 1983 альянс группы и композитора распался. Морозов позже сотрудничал с ВИА КАСКАД и ФОРВАРДОМ, а в 1984 организовал на его обломках ФОРУМ. АТЛАС в январе 1984 уволился из сослужившего ему плохую службу НИИЭФА, весной попытался наладить новый творческий контакт с композитором Сергеем Касторским, а в начале мая распался.
Скрябин укатил на заработки в Ялту, а следующей весной вместе со своим псковским земляком, барабанщиком Андреем Кругловым (он в то время ушёл из филармонических ЗЕМЛЯН), стал участником ДИЛИЖАНСА. Потом они, всё так же вместе, играли в АВГУСТЕ, МАРШАЛЕ и PUSHKING. В середине 90-х Скрябин по семейным обстоятельствам эмигрировал во Францию, где поёт в фольклорном дуэте ONCLE VANYA с основателем ФОРВАРДА Алексеем Фадеевым.
Остальные участники группы - Мясников, Шестаков, Чистяков и Третьяков - 10 мая 1984 устроились работать в ресторан гостиницы "Репинская", с чего начался ресторанный этап в их истории. Первые двое играют вместе до сих пор, причём, снова под именем ЗЕМЛЯНЕ, а двое других музыку оставили: Третьяков работает в компьютерной компании, а Чистяков, уйдя из группы, какое-то время жил в Финляндии, сделал попытку вернуться к ЗЕМЛЯНАМ, но, к сожалению, летом 2001 умер от сердечного приступа.
Андрей Бурлака.
"Концерт на Старой Земле" (1982).