Сама идея собрать группу возникла у меня еще в школе, году в 1992-93, тогда же и было придумано название EXHUMATION. Я писал какой то реферат и в словаре наткнулся на данное слово. Прочитав его определение, я подумал, что лучшего названия для группы не придумать. Ведь в то время как раз процветала мода, чем страшнее название – тем круче, поэтому и это тоже сыграло определенную роль, а я как раз тогда плотно слушал трэш-метал - GRINDER, NUCLEAR ASSAULT, TANKARD, CORONER, ASSASSIN, DESTRUCTION, KREATOR, и, конечно, первую волну настоящего дэт-металла - MORBID ANGEL, DISMEMBER, ENTOMBED, HYPOCRISY…
И вы тогда уже начали играть мелодик-дэт?
Алексей «Inc» Ковалев:
Стиль группы в то время был совершенно иным (смеется) . Мы думали, что играем смесь трэша и дэта , а в реале из-за банального неумения играть и юношеского максимализма получился практически первородный блэк-метал со всеми атрибутами – и в текстах, и в исполнении. Существует даже запись репетиции этого периода, но она не представляет никакой музыкальной ценности для слушателей.
Почему произошла смена стиля?
Алексей «Inc» Ковалев:
Все банально просто – мы реально «заболели» мелодик-дэтом. Это как раз тот самый стиль, который, на наш взгляд, включает в себя все самое вкусное из тяжелой музыки.
А сильно ли менялся состав группы? Много ли было концертов?
Алексей «Inc» Ковалев:
Мы начали выступать в 1997-м году, и на тот момент состав был таким: Юрий Шаталов – гитара, Макс Гуняев – бас, Василий Овчинников – гитара, я – ударные и Никита Столыпин – вокал. В этом составе мы записали первую серьезную репетиционную демо-ленту «Unholy». Вскоре Никиту за микрофонной стойкой сменил Влад Савин. Мы довольно часто играли по клубам не только в Питере, но и в других городах, отметились практически на всех знаковых в то время концертах и фестивалях - Baltic Death Zone, Banzai Fest, Pushkin Bike Show; переиграли с тучей местных и приезжих команд. В 1998-м году мы записываем альбом «The Wandering» . Он выходит на кассетах, каким-то образом расползается не только по городу, но и за его пределы, и в этот период снова происходят определенные изменения в составе. Группу покидают Василий и Влад, на их место приходят Саня Алексаничев – гитара и Михаил Калинин – вокал. И группа смогла продолжить активную концертную деятельность.
Наряду с группой EXHUMATION в подобном стиле играли еще две известные московские группы – SEDUCER'S EMBRACE и ABSURD. Вы с ними как-то общались?
Алексей «Inc» Ковалев:
Конечно, общались и неоднократно играли вместе в Москве. Это общение переросло в настоящую дружбу, и мы с удовольствием общаемся с ними до сих пор, и не только по музыкальным делам.
В 1999-м году у группы выходит первый серьезный и качественно записанный альбом «Symbol Of Fear». Где и когда он записывался?
Алексей «Inc» Ковалев:
Альбом «Symbol Of Fear» записывался весной 1999-го года на студии “KC Records”. Материал нами был выучен назубок в процессе активных репетиций и концертной деятельности, и поэтому запись длилась всего пару недель. Сведением и, как нам казалось, мастерингом занимался Кирилл Погоничев, который не является любителем тяжмета. Ему было очень сложно объяснить, почему, например, нужно сделать бочки погромче, для того, чтобы они были слышны, а не угадывались (смеется) . Но в итоге мы получили вполне сносный материал, хоть и записанный полностью живьем.
На альбоме присутствовал кавер на песню питерской группы INSIDE «Я не вернусь», которая, в общем-то, не является какой-то безусловной классикой или чем-то в этом роде. Согласитесь, не очень обычно делать кавер-версию на группу примерно одного ранга…
Алексей «Inc» Ковалев:
Этот кавер, в принципе, получился сам по себе. Мы частенько играли в одной обойме с ребятами и плотно сдружились. Нам просто понравилась песня, мы ее подобрали и сыграли в своей манере. А на совместных концертах на сцену выходил Миха Иванов из INSIDE, непосредственный автор песни, и вместе с нашим вокалистом пел ее и рубился.
А сейчас вы с ним поддерживаете отношения?
Алексей «Inc» Ковалев:
Да, конечно. Он собрал свою группу КЕНОТАФ и играет такой дэт-н-ролл типа HELLTRAIN, только тяжелей, качовый, с матными текстами на русском языке. Они очень качественно играют, у них мощный состав – там люди из ТАРТАРИИ, BUICIDE, CORPSEGRINDER…
Альбом «Symbol Of Fear» выходил только на кассетах. Почему он не был издан на компакт-дисках?
Алексей «Inc» Ковалев:
В то время мы не особенно заморачивались с изданием на CD, мы и так были достаточно известной группой и в Питере, и в Москве, и нам было важнее играть на сцене, чем озадачиваться подписанием контракта с лейблом. Это, конечно, было ошибкой, но мне было сложно заниматься всеми делами группы в одиночку, поэтому приоритет был отдан концертным выступлениям. Нет, конечно, мы подписали «контракт» с компанией «Фенька R’n’R» на выпуск альбома на кассетах, и я самолично отправлял их во всякие ‘zin-ы, как отечественные, так и зарубежные, но этого все равно было мало. Так же в то время мы уже потихоньку начинали осваивать интернет, у нас был свой сайт и несколько композиций мы выложили на сайте mp3.com.
Через пару лет после выпуска альбома из EXHUMATION уходит весь состав, оставив тебя с одним названием. Что тогда случилось?
Алексей «Inc» Ковалев:
Это не совсем верно. На тот момент группа просто прекратила существование вообще. Я в принципе, не сторонник ворошить прошлое, но прекрасно понимаю, что этот вопрос периодически будет возникать, поэтому давай расставим все по порядку. У нас с начала существования был очень дружный коллектив, но потом отношения начали потихоньку разлаживаться. Вначале из-за проблем с алкоголем группу покинул Юрка Шаталов, потом Саня Алексаничев решил реализовать свою мечту и играть брутал-дэт в группе MORRAH… Так у нас началась текучка гитаристов, которая не способствовала ничему хорошему, в частности, написанию нового материала. Если первые две новые композиции - “Cursed World” и “Devil’s Bride” - были написаны и записаны еще в старом составе, то последующие – “Dawn Of Humanity” и другие - уже писались совершенно другими людьми. Это заметно на миньоне 2000 года «Cursed World». Вообще, это был полноценно записанный альбом из 8 вещей, но мы так и не успели их все свести и реализовать его под названием EXHUMATION. Несостыковки начали возникать, как в музыкальном плане, так и в личных отношениях. В конце концов, после очередного выяснения отношений, мы решили не играть вместе. Не получалось ужиться в группе двум лидерам: Макс Гуняев решил прибрать все к своим рукам и собрать новую команду, а я, как основатель группы, ушел и забрал с собою название. Оставшиеся участники, взяв материал с невыпущенного нового альбома, подкорректировали его слегка, набили электронных барабанов и выпустили под своим названием. В итоге время расставило все по местам: их группа просуществовала некоторое время и исчезла, так и не добравшись до высот EXHUMATION, ну а мы… Вот, перед вами и с новым альбомом (улыбается) .
А ты не пытался собрать группу снова после своего ухода?
Алексей «Inc» Ковалев:
Нет. После роспуска EXHUMATION я не играл нигде, одно время думал вообще завязать с музыкой: продал свое железо, педали и просто ходил на концерты, слушал музыку. Васян собрал свою группу ASCENDANCY, но они тоже так и не выстрелили в свое время, а дальше бытовуха и их погубила.
В таком случае, почему спустя 7 лет вы решили воссоздать группу снова?
Василий «PS» Овчинников:
Потому что мне было скучно (смеется) .
Алексей «Inc» Ковалев:
Если говорить про меня, то в моей жизни группа занимала очень значительный кусок, и когда она перестала существовать, то я, в принципе, нашел, чем эту пустоту заполнить, но это оказалось не совсем то. Перечитывая старую гостевую книгу на сайте, пересматривая концертное видео, да и просто общаясь со старыми друзьями, мы так или иначе возвращались к теме, что было очень классное время, когда мы играли на сцене, и почему бы не заняться вновь тем, что довольно неплохо получалось. Мне лично не хотелось еще раз обжигаться, поэтому я, как мог, пресекал все эти рассуждения, но волей случая, точнее, по работе, я познакомился с Петром Клушиным, который слушал «правильную» музыку и поигрывал на гитаре. К тому времени, мы также загладили старые обиды с Василием и поэтому на настойчивые предложения Петьки «просто поиграть на точке с живыми барабанами», я, в конце концов, согласился. Васян также был совсем не против пошуметь на точке, и в таком составе мы собрались в конце 2008 года. На самом деле, мы хотели просто поиграть втроем, без особого желания где-то выступать. Не было такого «света в оконце», чтобы пойти на сцену и дать жару…
А почему тогда все же решили выступать, записываться и так далее?
Василий «PS» Овчинников:
Аппетит приходит во время еды.
Алексей «Inc» Ковалев:
Поиграли, поняли, что получается, и получается хорошо. Начали сочинять новые композиции, стало не хватать бас-гитары, потом вокала - и понеслось (смеется). Опять же, я не лелеял в начале мечту выйти вновь на сцену, как-то даже и не тянуло. Я был разве что готов записать новый материал и издать его по-человечески, но в процессе репетиций и написания новых вещей отношение постепенно менялось.
Когда собрались, вы решили играть то же самое, что и играли тогда, в конце 90-х?
Алексей «Inc» Ковалев:
Конечно.
Василий «PS» Овчинников:
Мы не следуем за модными тенденциями.
Алексей «Inc» Ковалев:
Мы играем то, что нам нравится самим. И так, как нравится. Как бы это пафосно не звучало, но это именно так. Среди нас нет любителей прог-рока или всяких коровых брейк-даунов, мы слушали и слушаем классиков хард-н-хэви, классические мелодик-дэтовые альбомы. Поэтому стилистика у нас сформировалась именно в такой смеси, хотя состав группы на 80% другой. Мы хотим играть так, олдскульно, нам это нравится и, по-моему, у нас это получается.
Собравшись, группа стала сразу же писать новый альбом «City Of Decay» и писала его два года. Почему так долго?
Василий «PS» Овчинников:
Нужно было еще вспомнить, как играть (смеется) . Год у нас ушел не сколько на написание материала, сколько на сыгрывание и на понимание того, как держать инструмент в руках. Я семь лет не брал гитару в руки вообще. Считай, пришлось учиться заново. К тому же, мы все люди достаточно занятые, состоявшиеся как профессионалы, мы зарабатываем деньги другим. Хоть на музыку у нас и уходит все наше свободное время, но его, к сожалению, не так уж и много. Поэтому и песни писались медленно. Вообще, на самом деле, это моя мечта – ни хрена не делать, писать песни, и получать за это бабло. Но, к сожалению, она не всегда осуществима…
Алексей «Inc» Ковалев:
Кроме того, что надо было подтянуть свои навыки, мы ни в коем случае не хотели попасть в число групп, про которые люди говорят, что им не стоило бы возрождаться… Еще и поэтому материал отбирался так долго.
Где вы писали альбом?
Василий «PS» Овчинников:
Начали мы его писать на Phantom Pain Records, это студия Игоря Анохина, но качество звучания конечного продукта нас совершенно не устроило. Поэтому мы решили переписать все песни заново. Мы организовали студию у меня дома, где и перезаписали все гитарные партии вместе с Петро, он - лидер-гитарист. Работать в домашних условиях было значительно комфортней, поскольку не было ощущения того, что деньги утекают из кармана и надо записать все очень срочно и быстро. Напротив, это была очень продуктивная работа, у нас возникло ощущение гитарного тандема, мы старались сделать свои партии более интересными, оригинальными, сделали много классных аранжировок и, по сути, заново перенаписали такие песни как "The End", "Cursed World", "Think Of Death"...
А бас и барабаны вы тоже перезаписывали?
Василий «PS» Овчинников:
Бас-гитара, благодаря нашему сессионному басисту Антону Кравченко, была записана на студии изначально очень хорошо, поэтому надобности исправлять ее не возникло. Партии ударных были полностью перезаписаны Inc’ом на нашей репетиционной точке.
То есть, фактически, весь альбом записан в домашних условиях?
Василий «PS» Овчинников:
Да, за исключением "Maha Cali", где присутствуют гитарные партии, записанные на Phantom Pain Records, и вокал Виктора Смирнова. Потом записанный материал был отправлен в Москву, на студию Navaho Hut, где Аркадий Навахо его свел и отмастерил. Мы очень довольны тем, что он сделал. Он постарался передать именно тот old-fashioned сырой звук, который был тогда, в начале 2000-х. Мы именно этого и хотели. Вещи писались с прицелом на олд-скул, и звук мы хотели получить такой же.
На альбом вошли только новые вещи?
Василий «PS» Овчинников:
Абсолютно. На альбоме есть две вещи с прошлых альбомов, но они полностью переаранжированы – “Cursed World” и “Life In Darkness”.
А почему вы решили их переписать?
Алексей «Inc» Ковалев:
Мы хотим закрыть тот период этими двумя вещами и открыть новый. По большому счету, история продолжается, но чтобы она продолжалась, у нас в запасе должно быть что-то из прошлого. Мы видим эти вещи сейчас именно так. Мы не хотели просто тупо переиграть их, а, оставив канву, переаранжировать так, чтобы они были единым целым с остальными вещами с альбома.
На альбоме присутствует также кавер DISSECTION “Maha Kali”. Ладно бы вы просто играли его на концертах, но зачем записывать-то? Ведь проблем с правами не оберешься…
Алексей «Inc» Ковалев:
Вещь “Maha Kali” была записана для сборника «A tribute to Dissection», который планировался, но так и не вышел. Выбрана она была не случайно: мы все являемся поклонниками Йона Нордтвейта, как талантливого гитариста и композитора. Ну, а поскольку сборник так и не вышел, было бы глупо не опубликовать записанную вещь, тем более мы ее частенько играем на концертах. Сперва нам предложили сделать ее хидден-треком, но мы решили: «А какого хрена?». Мы указали все копирайты и прочее. В любом случае, мы не собираемся делать на этом какую-то коммерческую выгоду, наоборот – отдаем дань уважения великому музыканту и композитору… В нашем арсенале есть также кавер на мою любимую песню детства - W.A.S.P. “I wanna be somebody”, и вещь, под которую мы «разогреваемся» на репетиции - CHILDREN OF BODOM“Every Time I Die”, а также есть совершенно неожиданная аранжировка под AMON AMARTH композиции певицы МАКСИМ (смеется) .
Этот кавер, действительно, очень интересно и неожиданно звучит. Но вернемся к альбому «City Of Decay» - в каком составе он писался?
Василий «PS» Овчинников:
Альбом писался в составе: Алексей на барабанах, Петр и я - гитары, Антон как сессионный басист и Сергей Бредис как сессионный вокалист.
Алексей «Inc» Ковалев:
А также Виктория Жохова писала female-вокал для кавера DISSECTION, и на нем же остался вокальный трек нашего предыдущего певца Виктора Смирнова. Это единственный трек, где он присутствует. Мы просили Сергея спеть песню DISSECTION один-в-один без каких-то своих придумок, но он все равно переделал, и поэтому мы решили оставить трек в исполнении Вити.
Василий «PS» Овчинников:
Надо отдать Сергею должное: музыкант совершенно уникальный, у него собственное видение материала и собственная подача.
Алексей «Inc» Ковалев:
Ну да. Серега Бредис появился из ниоткуда и очень нам помог! У нас как раз в процессе записи начали возникать недопонимания и трения с вокалистом. И после очередного неудачного вокального дубля в студии я поделился своими переживаниями по аське с Серегой. А тот взял и предложил попробовать спеть, просто для пробы, для того, чтобы мы могли продемонстрировать его вариант исполнения нашему вокалисту. Мы отправили ему «караоке-версию» песни “City Of Decay”, и он через три часа прислал нам три варианта исполнения! Все разные, с записанными бэками. Не могу сейчас точно сказать, что именно нас больше потрясло: количество вариантов или качество исполнения. Наверное, и то, и другое. Но факт остается фактом – человек, ни разу не слыша наш новый материал, - да, и старый, я думаю, тоже, – врубился в фишку с ходу и спел именно так, как мы сами не ожидали. А когда мы просили что-то подобное от Вити, он говорил: «Нет, это невозможно, я так придумал». Его упертость, упрямость и нежелание чего-то менять и чего-то новое выдумывать было его роковой ошибкой, которая и привела к его самоликвидации из рядов группы. А Серега продолжал нас радовать своим новым прочтением вещей и нереальной самоотдачей. Отработал он на все 150%, если не больше, и могу сказать, что работать с ним было одно удовольствие. Парень буквально жил этим альбомом, это чувствуется при прослушивании. Мы перезванивались, переписывались по нескольку раз за день, слегка корректируя некоторые моменты, но 90% вокальных находок на диске – его.
А сейчас у вас постоянный вокалист?
Алексей «Inc» Ковалев:
Да, Сергей Забелин. Он очень качественный и самобытный вокалист, и мы с ним знакомы уже очень давно. Он написал все тексты к новому альбому. Сейчас у него есть возможность показать все, что он умеет, не копируя Серегу Бредиса, а уже самостоятельно.
К вопросу о текстах. Изменилась ли их тематика за прошедшие годы?
Сергей «Screamer» Забелин:
Никак не изменилась. Хоть текста писал и я, но редактировались они всем составом.
Василий «PS» Овчинников:
Общую характеристику песен можно дать такую: это песни про любовь, где в конце все умирают (смеется) . Нам тут задали давеча вопрос: «А почему EXHUMATION играет мелодэт? Все-таки с таким названием ассоциируются какие-то более брутальные вещи…» На этот вопрос есть очень простой ответ: потому что не для всех эксгумация очень мрачная процедура. Для нас, например, это весело.
Алексей «Inc» Ковалев:
Это праздник, да! Докопаться до истинной причины смерти. Зрить в корень, так сказать, узнать, где собака порылась.
А почему тексты на английском? На русском вроде ни одной оригинальной песни у вас не было…
Алексей «Inc» Ковалев:
Интернациональный язык. Мы всегда хотели подойти к этому как к международному формату. Чтобы эти тексты были понятны не только у нас, но и за рубежом.
Автор музыки в группе один или все пишут понемногу?
Василий «PS» Овчинников:
На альбоме "City of Decay" вся музыка, за исключением, естественно, "Maha Kali", придумана мной, Петро и Inc'ом.У каждого из нас есть свое видение музыки, пожеланий, идей и, соединив все это воедино, мы получили тот материал, который вы можете услышать на альбоме. Само собой, каждый в большей части отвечает за тот инструмент, которым владеет: Петро пишет и играет сольники, я – партии ритм гитары, Леха - барабаны, а бас-гитару - я или Петро. Хотя, конечно же, есть и исключения, и эксперименты...
В Греции существует группа с названием EXHUMATION, тоже играющая мелодик-дэт…
Алексей «Inc» Ковалев:
Существовала. Когда название появилось в моей голове, я тогда не только о группе из Греции не знал, я и о компьютере не знал ни черта. Поэтому кто первый придумал – еще вопрос такой, спорный. То, что они первые начали играть и зарегистрировали торговый знак – это да. Но мы в 1994-м году тоже под этим названием бомбили блэк-метал. Греки пытались предъявить какие-то претензии, но им было объяснено, что с учетом нашего законодательства я могу зарегистрировать торговую марку от времен царя Петра Первого, и тогда проблемы будут у них. После этого угрозы прекратились, и мы с Мариосом теперь нормально общаемся по электронной почте.
У альбома очень красивая обложка, но она создает впечатление, что группа играет что-то более модное, нежели классический мелодик-дэт. Типа того же INEXIST или чего-то подобного…
Алексей «Inc» Ковалев:
Сколько людей – столько и мнений. Мне обложка модерновой не кажется, а рисовал ее наш виртуальный приятель из города Братск. Мы прислали ему песню и прислали текст. Он прочитал и выдал вот такое. Честно говоря, мы просто охренели – нам очень понравилось.
У обложки был только один вариант? Тот, который вышел?
Алексей «Inc» Ковалев:
Нет. Было два или три варианта, но выбрали именно этот.
Вы выпустили альбом на Metalism Records. Сейчас обычно группы выпускают альбомы своими силами. Это не очень дорого и все деньги идут в группу…
Алексей «Inc» Ковалев:
А зачем? Мы раньше занимались всеми этими делами: самовыпуском, дистрибьюцией. Я сам ездил, отправлял кассеты с Главпочтамта в разные концы страны. И они действительно где-то осели, что мне удивительно. И все равно народ без такого развитого интернета о нас слышал и помнил. Сейчас проблема коммуникации в связи с развитием широкополосного интернета полностью отсутствует. На myspace.com можно посмотреть, где слушают наш альбом. Охватить такую географию в прошлом было нереально.
Василий «PS» Овчинников:
112 стран мы набрали! И ты не поверишь: с нами законтачил новозеландский лейбл и предложил издаться в Новой Зеландии. Я даже не знаю, где это! (смеется)
Алексей «Inc» Ковалев:
И когда думаешь, что где-то в далекой Бразилии какой-то дон Педро прется от «Think Of Death», становится клево… Сейчас проблемы с реализацией и дистрибьюцией практически нету. Но мы все-таки тешим себя надеждой издаться на каком-нибудь нормальном зарубежном лейбле. Но у западных компаний есть жесткое требование: они болванки самописные просто не воспринимают. Еще и поэтому нам надо было выпуститься на лейбле. К тому же, это своеобразный вклад в историю, потому что все остальное время у нас был только самиздат и кассеты. А с Metalism’ом мы договорились на вполне приемлемых для нас условиях. Если у нас вылезет какой-нибудь жирный контракт, он не будет против.
Василий «PS» Овчинников:
Мы изначально не планировали, заработать на этом какого-то охренительного бабла. Если тираж окупится и окупятся хотя бы частично затраты на запись – будет уже здорово.
Алексей «Inc» Ковалев:
А если он окупится, то есть вероятность того, что переиздадут наши старые альбомы с ремастерингом, со всеми делами.
А как вы относитесь к тому, что ваш новый альбом сразу же после выхода появился в сети?
Василий «PS» Овчинников:
Альбом в сети оказался за неделю до официального релиза, намеченного на 22 января. Мы посчитали, что лишний пиар нам не помешает, поэтому не стали бороться с пиратами. Единственное, что мы решили сделать ход конем и выложили его даже в лучшем качестве, чем было срипано. Было срипано в 128, а выложили в 320. Пусть слушают в нормальном качестве.
Алексей «Inc» Ковалев:
У нас европейский подход. Я, как и многие, качаю музыку из интернета, и если она мне реально нравится, то я иду и покупаю диск. И считаю, что это правильно, потому что покупать все подряд – никаких денег не хватит. Это раньше, в 90-х годах было, когда кассеты сметались только так: послушал – выкинул.
Василий «PS» Овчинников:
Мы просто отразили динамику рынка. Народ качает из интернета и не перестанет этого делать. Бороться бесполезно. Проще потакать и делать себе на этом пиар. Это гораздо интереснее. Чем больше народу услышат нас – тем лучше. Они получили бесплатно альбом? Да ладно – пусть слушают! Какой-то процент из них придет на концерт, купит диск. Все равно диски будут покупать только те, кто хочет положить себе их в коллекцию. Музыканты сейчас делают деньги только на концертах и мерчендайзе.
Вы диск продаете только на концертах?
Василий «PS» Овчинников:
Мы отдали часть дисков на реализацию в питерские магазины, еще часть продаем со своего официального сайта и со своей страницы «вконтакте», и, конечно, продаем на концертах.
А с мерчендайзом что?
Василий «PS» Овчинников:
Пока только футболки и диски. Планируется на подходе и все остальное.
Какие-нибудь планы насчет следующего альбома уже есть?
Алексей «Inc» Ковалев:
Мы, по большому счету, уже над ним работаем. Пишутся вещи. И каверы тоже делаются (смеется). Если все сложится нормально, то к концу года у нас будет материал.
Вы его также будете выпускать на физическом носителе?
Василий «PS» Овчинников:
Для меня альбом – это законченный продукт. Такая модная штука, как интернет-сингл – это вещь в себе. Ты его выложил, а дальше что? У тебя, как у музыканта, не появляется ощущение, что ты что-то сделал, чего-то добился. Альбом – это веха в нашей пусть маленькой, но все равно истории. И выпуск этого диска, который можно подержать в руках, который выпущен на лейбле – это значит, что мы чего-то добились.
Современный состав EXHUMATION:
Сергей «Screamer» Забелин - вокал Василий «PS» Овчинников – гитара Петр «Pit» Клушин – гитара Леонид Тихонравов – бас Алексей «Inc» Ковалев – барабаны