В годы своего расцвета группа ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА была классическим образцом хард-рока в питерском понимании этого жанра, сохранив его лучшие черты и, во многом, продолжив художественную линию легендарных РОССИЯН.
Она появилась на свет в октябре 1977 в Ленинградском Электротехническом Институте. Основатель и неизменный лидер ВЫСТАВКИ, Юрий РУЛЁВ учился играть на фортепьяно и дебютировал в начале 1973 как барабанщик, потом пианист и, наконец, бас-гитарист школьной группы, которую организовал бывший клавишник популярной в начале 70-х в Политехе группы МЕДНЫЙ ВСАДНИК Станислав ТЮКАНОВ. Они исполняли репертуар МЕДНОГО ВСАДНИКА, классику западного рока (THE BEATLES, CHRISTIE, PROCOL HARUM, CREEDENCE), советскую эстраду и свои песни, выступили на конкурсе школьных ВИА Калининского района и развалились весной 1975.
Тем же летом РУЛЁВ перешёл в знаменитую 239-ю математическую школу, где свёл дружбу с сильным гитаристом Александром ФЁДОРОВЫМ, который приобщил его к хард-року и музыке DEEP PURPLE. Они собрали группу, с которой играли на школьных вечерах, сочиняли песни и - под впечатлением от альбома «Jesus Christ Superstar» - отважились на рок-оперу о школьной жизни!
Два года спустя, когда школа уже была окончена, ФЁДОРОВ стал студентом Политеха и организовал группу ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ, а РУЛЁВ успешно сдал экзамены в ЛЭТИ, где тоже собрал собственную группу. В её первый состав вошли: он сам, бас-гитара и вокал, Николай КОВЕЛЬ, гитара и вокал, и студенты-греки Андрэ ВРИОНАКИС, барабаны, и его брат Христос, функции которого остались неопределёнными. Тем не менее, именно ВРИОНАКИСЫ дали группе красивое и загадочно звучавшее имя ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА.
Следующей весной, когда состав ПАТРИАРХАЛЬНОЙ ВЫСТАВКИ усилил клавишник Владимир АМЛИНСКИЙ, они дебютировали на ежегодном студенческом фестивале "Весна В ЛЭТИ», впервые услышав аплодисменты публики в свой адрес. Месяц спустя ВРИОНАКИСЫ ушли (позднее они переселились на историческую родину), а за барабаны села Ирина ГРИЦАЙ. Этим составом группа начала выступать на редких студенческих праздниках, совершенствуя мастерство и формируя свой собственный репертуар - главным образом, состоящий из хард-рока и баллад РУЛЁВА. К слову, свою первую песню, Дорогу Детству!, Юрий сочинил ещё в апреле 1974.
Поначалу они репетировали в общежитии корабельного факультета в переулке Графтио близ телецентра, а потом в НИИ Гипрокино (где позже обосновалось Радио Рокс), куда их пристроил отец клавишника. В Гипрокино был хороший зал, куда к ВЫСТАВКЕ заходил поджемовать ещё один студент ЛЭТИ Александр ДАВЫДОВ: в то время он ещё только задумывал свои СТРАННЫЕ ИГРЫ.
В июне 1979 АМЛИНСКОГО забрали в армию. После дальнейших перестановок в составе к концу 1980 ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА выглядела следующим образом: РУЛЁВ, КОВЕЛЬ, Олег КУЗНЕЦОВ, гитара и вокал, его однофамилец Владимир КУЗНЕЦОВ, фортепьяно, тенор-саксофон, вокал, и сменивший Ирину Вадим ПЕТУХОВ барабаны. Он занимался музыкой с седьмого класса и имел богатый опыт, приобретённый в джазовом ансамбле Педагогического института. Продемонстрировать свои таланты Вадику удалось в декабре 1980 на ежегодном конкурсе ансамблей ЛЭТИ, где он заполнил случайно возникшую паузу эффектным барабанным соло из Samba Pa Ti SANTANA.
К этому времени известность группы вышла за пределы родного института, и она начала участвовать в сэйшенах, как правило, разогревая публику перед выходом звёзд. Какое-то время их менеджировала Татьяна ИВАНОВА-КУЗНЕЦОВА, влиятельная фигура питерской рок-сцены второй половины 70-х, сыгравшая важную роль в создании Ленинградского Рок-клуба.
В Рок-клуб ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА вступила одной из первых, однако, до определённого времени постоянная работа на пригородных танцплощадках - единственный способ выживания групп в 70-х и начале 80-х - удерживала их в стороне от клубного мэйнстрима. В мае 1981 из ВЫСТАВКИ ушли КОВЕЛЬ и Володя КУЗНЕЦОВ. Проведя лето втроём, к сентябрю ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА восстановила status quo. Новым клавишником стал Алексей "Билл» БЕЛЯЕВ. Кроме того, существенную роль в группе в этот период играл звукооператор Михаил АНДРЕЕВ, прошедший с ВЫСТАВКОЙ всю рок-клубовскую эпопею.
Весной 1982 они (вместе с ЯБЛОКОМ) впервые выбрались за пределы Питера, выступив на рок-фестивале в Архангельске, откуда привезли ценный приз и звание лауреатов. Тогда же с ВЫСТАВКОЙ недолго работал второй гитарист Сергей ШЕПЕЛЬ (экс-КАРДИНАЛ), но не прижился и ушёл в ПИКНИК, а потом и вовсе из музыки.
К середине 80-х ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА, наряду с РОССИЯНАМИ и ПИКНИКОМ, составляла ядро традиционалистского крыла в стилевом спектре Рок-клуба, а с распадом первых и уходом на профессиональную сцену вторых осталась едва ли не единственной группой Рок-клуба, сохранявшей верность харду и арт-року.
Практически единоличным автором её репертуара всегда был Юрий РУЛЁВ. Его поэтическое кредо - поиск взаимопонимания, рефлексивные переживания собственных побед и неудач, преодоление отчуждения и одиночества (в чём явно ощущалось влияние Роджера УОТЕРСА из PINK FLOYD), всегда оставалось неизменным - а в своих лучших номерах Рулёв нашёл оптимальное сочетание смысловой насыщенности текста с энергетически мощными хард-роковыми формулами и узнаваемым мелодическим почерком.
На I Фестивале Рок-клуба группа не пробилась в когорту лауреатов, хотя за лучший концертный звук был заслуженно отмечен её звукорежиссёр Михаил АНДРЕЕВА. В сентябре 1983 БЕЛЯЕВА сменил Николай ЦЫВИНСКИЙ , клавишные, вокал, тоже из КАРДИНАЛА. II Фестиваль (май 1984) добавил им слушателей, но не наград. В следующем сезоне к ПАТРИАРХАЛЬНОЙ ВЫСТАВКЕ присоединился Пётр САМОЙЛОВ (экс-ЗОЛОТОЕ ВРЕМЯ, МАГИЯ), гитара, вокал, однако, в начале 1985, посетив пару репетиций, бесследно исчез, а позже нашёл себя как как бас-гитарист АЛИСЫ.
Лишь в марте 1985, когда на место САМОЙЛОВА пришёл знаменитый гитарист и певец, основатель МИФОВ Сергей ДАНИЛОВ, группа сумела консолидировать силы и представила на суд зрителей III Рок-фестиваля, действительно, неординарную работу - концептуальную программу «Новое Платье Короля». Её успех подвиг группу на новые поиски, и через год - ДАНИЛОВА в июне 1985 сменил Николай ЗАБЕГАЛОВ из группы МИКРОКЛИМАТ - ВЫСТАВКА буквально взорвала зал IV Фестиваля Рок-клуба (май 1986) своей интересно задуманной, эффектно аранжированной и безупречно исполненной (да, к тому же, остро-социальной по содержанию), программой «Видеотека Эпидемия».
То, что ни «Эпидемия», ни ставшие настоящими хитами фестиваля программы ТЕЛЕВИЗОРА и ПРИСУТСТВИЯ, не были отмечены реакционным жюри, в котором доминировали представители коммунистической партии и комсомола, вызвало в Рок-клубе острое возмущение, приведя к отставке Совета клуба и появлению т.н. Инициативной группы, существенную роль в которой играли музыканты ВЫСТАВКИ.
К следующему фестивалю (1987) ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА подготовила новую рок-сюиту, «Помойка-Перестройка», однако, буквально накануне выступления решила не исполнять её, заменив программой из лучших песен за прошедшие годы (хотя позднее фрагменты «Помойки» звучали на различных концертах).
30 сентября 1987 на сцене Дворца Молодёжи ВЫСТАВКА с большим размахом, при участии гостей (включая группы ГЕОМЕТРИЯ и ДЕТИ) отпраздновала своё десятилетие. Помимо того, начиная с 1987, РУЛЁВ и его коллеги по группе участвовали в Мемориалах ОРДАНОВСКОГО - ежегодных концертах, посвящённых творчеству РОССИЯН, распавшихся в январе 1984 после того, как без вести пропал их лидер Георгий «Жора» ОРДАНОВСКИЙ. Эти концерты проходили в январях 1987 и 1988, а также в мае 1990.
Во второй половине 80-х ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА много гастролировала по стране и побывала с концертами в Польше, а также делала попытки записать собственный материал.
В сентябре 1989 на Одесской киностудии закончились съёмки художественного телефильма «Навеки Девятнадцатилетние» (режиссёр Михаил КАЦ) по мотивам одноименной военной повести Григория БАКЛАНОВА. Главную роль в фильме исполнил Юра РУЛЁВ.
В мае 1990 ВЫСТАВКУ неожиданно покинул ЦЫВИНСКИЙ, который присоединился к молодой группе ПРАВИЛО ЛЕВОЙ РУКИ. В нечастых концертах этого периода его место занимал Олег СКИБА из МАНУФАКТУРЫ. В последний раз на большой сцене ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА сыграла в августе 1991 в рамках акции «Рок Против Танков» на Дворцовой площади Петербурга - после печальной памяти ГКЧП и коммунистического путча - в ноябре выступила с МИФАМИ в клубе «АнТроп», а потом надолго погрузилась в молчание. Правда, в том же году, группа, по предложению автора этих строк, начала записывать свою «Эпидемию» на студии питерской «Мелодии» (звукорежиссёры Игорь БУЛАХОВСКИЙ и Михаил ДЫННИКОВ). Для этого в группу временно вернулся Коля ЦЫВИНСКИЙ, ряд гитарных партий записал известный виртуоз гитары Александр СИМАГИН (экс-ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ, ФОРВАРД, МАСТЕРА), а на саксофоне сыграл Сергей ВЕРЕНЦОВ из группы БРИЛЛИАНТЫ ОТ НЕККЕРМАНА.
Запись была завершена только через два года. В 1995 альбом был издан на компакт-дисках, а чуть позже и более массовым тиражом - на кассетах (под лэйблом «Караван Рекордз»).
30 января 1993 ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА ещё раз собралась вместе, чтобы выступить на десятилетии РОК-ШТАТА в клубе «Рокси». Роль клавишника, на этот раз, исполнял Игорь РУДИК (ДЕТИ, позднее KRAKATAU SURFERS, ЗЕЛЁНАЯ КОМНАТА Фёдора ЧИСТЯКОВА и PLANCTONIX Владимира КОЗЛОВА).
Формально ВЫСТАВКА распалась в апреле 1994, когда ПЕТУХОВ (параллельно игравший блюз-рок с UNDERGROUND SUNBURN) ушёл в ТАМБУРИН, хотя к тому времени группа давно не выступала. ЗАБЕГАЛОВ надолго расстался с музыкой. ЦЫВИНСКИЙ в конце 1995 эмигрировал в США, осел в Сан-Франциско и вернулся к профессии программиста (одно время работал в престижной компьютерной компании «Genesis Labs»), пел в православном и госпел-хорах, в свободное от работы время играет в местных барах с американскими группами, а также записывает свою музыку.
Юрий РУЛЁВ, покинув сцену, не ушёл от музыки. В 90-х он продолжал работу по сохранению музыкального наследия РОССИЯН, в частности, в феврале 1996 организовал съёмки клипа на песню На Заре, участие в которых принимали около сорока человек, в т.ч. многие бывшие РОССИЯНЕ.
Пару лет РУЛЁВ и бас-гитарист РОССИЯН Андрей «Вася» ВАСИЛЬЕВ репетировали под вывеской ПЕЧЬ. В конечном счёте проект вылился в реставрацию РОССИЯН с их каноническим репертуаром, но РУЛЁВ предпочёл остаться за кулисами, переключив внимание на звукозаписывающую студию «Сигнал», совладельцем и директором которой он стал в то же время. Помимо того, Юрий сотрудничал с Театром DDT в реализации многих концертных проектов - в т.ч., питерских рок-фестивалей (1996-1997) и тридцатилетия РОССИЯН (сентябрь 1999, ДК им. Ленсовета) - а также дал имя фестивалю «Окна Открой!».
Весной 2001 РУЛЁВ работал над новыми аранжировками песен ВЫСТАВКИ (хотя они так и не увидели свет), а 1 июля вместе с ЗАБЕГАЛОВЫМ (и при участии музыкантов групп ДВЕ САШИ и АМИНАЗИН) вышел на сцену первых «Окон», чтобы исполнить «Историю Болезни», центральный и, пожалуй, наиболее известный номер «Эпидемии». В настоящее время он занимается, главным образом, съёмками и монтажём видео.
Большинство участников группы сцену давно покинуло. Исключение составляет Вадим ПЕТУХОВ, которого, помимо ТАМБУРИНА, можно было лицезреть в составе кавер-бэндов UNDERGROUND SUNBURN, DOWN TOWN WILD, SHOOBEE DOOBEE и BADMEANTONES. Он также записывался с рок-бардом Ильёй СЁМКИНЫМ, а осенью 2007 был приглашён в SHERWOOD.
В ноябре 2006 РУЛЁВ, ЗАБЕГАЛОВ, ПЕТУХОВ, РУДИК и примкнувший к ним Вадим КУРЫЛЁВ (бас), выступили как ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА в Манеже на праздновании двадцатипятилетия Рок-клуба, исполнив несколько песен времён своей юности. В конце 2008, чтобы записать для истории несколько номеров РОССИЯН, Юрий РУЛЁВ собрал группу ЧЁРНЫЙ КВАДРАТ, в которой собрались его старые знакомые: гитарист Александр КОНАНЧУК (экс-ЗОЛОТОЕ ВРЕМЯ), бас-гитарист Вадим КУРЫЛЁВ, и барабанщик Валерий Морозов (экс-РОССИЯНЕ).
>
Дискография
ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА - "Эпидемия" (1991)
Юрий РУЛЁВ – вокал, (1-9), бас, (1-3, 5-8), акустическая гитара, (5,9);
Николай ЗАБЕГАЛОВ – гитара, (2-8), вокал, (4-6);
Александр КУЗЬМИЧЁВ - бас;
Николай ЦЫВИНСКИЙ – клавишные, (1-8), вокал, (4-6) ;
Валим ПЕТУХОВ – ударные, (2-8), вокал, (2) ;
Николай ЛЯПИН – вокал, (4);
Александр СИМАГИН – гитара, (1-4,6,8,9), бас, (2), акустическая гитара, (1,9);
Сергей ВЕРЕНЦОВ – сопрано-саксофон, (4).
1. Начало Во Мне;
2. История Болезни;
3. Больница;
4. Операция;
5. Реанимация;
6. Регенерация;
7. Инъекция;
8. Эйфория;
9. Боль.
Фотоальбом