Предисловие
В восьмидесятые годы прошлого века, в связи с появлением в СССР определенных свобод, образовалось большое количество рок-групп, играющих «тяжелую» музыку. Их творчество имело высокую популярность, в первую очередь опиралось на протестные настроения в обществе. Некоторые из них существуют до сих пор, другие канули в небытие, но многие коллективы того времени оставили яркий след в истории отечественного хард-рока и хэви-метала. К таким группам, безусловно, можно отнести московскую группу «Мост».
История этого музыкального коллектива интересна по ряду причин: во-первых, путь группы очень характерен для того периода истории отечественного шоу-бизнеса, во- вторых, инициатором создания «Моста» выступил человек, в последствии добившийся серьезных успехов в российской политике и сделавший удачную карьеру, ну и, конечно, потому что творчество этого коллектива весьма интересно. Я уверен, что если бы за раскрутку группы взялся в своё время кто-то из серьёзных продюсеров, мог бы получиться хороший результат. Это уверенность неслучайна – я лично работал с музыкантами, писал для группы песни. У ребят всегда было достаточно креативных идей, свежих мыслей.
Они искренне любили «тяжёлую» музыку. Это был честный, сильный коллектив. На сайте впервые представлены практически все сохранившиеся треки и, послушав их, можно убедиться в моих словах. Здесь восстановлена по крупицам история группы, информация о которой собиралась от бывших музыкантов группы. Кроме того, есть ответы на вопросы, появляющиеся с изрядной периодичностью на различных интернет-форумах. Самые распространенные из них: группа «Мост» и группа «Мост-Дельта» это один коллектив или разные? Почему у некоторых песен разные тексты, но одинаковая музыка? Какое отношение имеет творчество группы к проекту Михаила Меня Made in Moscow с участием Гленна Хьюза и Джо Линн Тёрнера? Что такое студия «Мост Дельта Рекордс»?
Российский поэт-песенник, продюсер и журналист Александр Елин
Начало
Все началось очень давно – в 1984 году, когда участников группы свела судьба в Банкетном зале Москвы на улице Туристской, или, как сказали бы сегодняшние «звезды» шоу-бизнеса, на площадке по проведению корпоративных мероприятий. У этой площадки было два явных преимущества перед другими: то, что там было два зала, и в одном гости корпоративов выпивали и закусывали, а чтобы потанцевать и приобщиться к «прекрасному» выходили в другой. То есть, музыканты чувствовали себя настоящими артистами, а не обслуживающим персоналом. Вторым преимуществом была громадная комната, в которой можно было спокойно репетировать свою музыку. Таким образом, артисты здесь и зарабатывали, и творили в свободное время. Именно там бас-гитарист и вокалист, студент московского института культуры Михаил Мень, заприметил 17-летнего Лешу Туманова, виртуозно играющего на гитаре, который «тусовался» на репетиционной базе Банкетного зала. Здесь же произошло знакомство с Мишей Затравкиным – будущим соавтором многих песен «Моста» и вокалистом второго состава группы, ну и, конечно же, с Игорем Рябцевым (Гаррисом) – будущим клавишником группы.
Время было суровое, перестройка ещё не началась и о создании профессиональной рок-группы никто серьёзно не задумывался, но, безусловно, грезили этим. Будущие артисты играли серьезные «кавера», обменивались музыкальными идеями. Но Леша Туманов «загремел» в армию, а остальные музыканты постепенно разбрелись по различным коллективам и сценическим площадкам. Для того чтобы встретится вновь через два года.
Люберцы и тяжелый рок
1986 год – в СССР перестройка. «Это сладкое слово свобода» буквально захлестнуло всех творческих людей нашей страны. И рок-музыканты не стали исключением. Как грибы после дождя стали появляться группы, которые стали профессионально выступать на «большой» сцене, где десятилетиями господствовали различные москонцерты и филармонии. Главной юридической лазейкой для рок-групп стали так называемые творческие объединения «Досуг», организованные при различных государственных учреждениях культуры. По сути это были прообразы продюсерских компаний, которые давали музыкантам работу, в отличие от Московской рок-лаборатории и Ленинградского рок-клуба, которые помогали развиваться только творчески. Один из таких «досугов» был учрежден при Люберецком парке культуры и отдыха. Михаил Мень, благодаря своим институтским связям, договорился с руководством этого «Досуга» о базировании там своей будущей группы и о возможности выступать под его эгидой на концертных площадках страны. Именно тогда состоялся исторический звонок Михаила Меня Леше Туманову, который только что демобилизовался из армии и думал, чем бы заняться на «гражданке». Надо заметить, что на службе Леша времени зря не терял – в армии у него была возможность совершенствовать мастерство гитариста. Так что, к описываемому периоду он уже был вполне сложившимся и очень интересным музыкантом. Итак, друзья договорились о начале проекта, нашли в училище имени Гнесиных барабанщика Женю Волкова и собрались на первую репетицию на базе в Люберцах. Так сложился первый состав группы:
Михаил Мень – бас-гитара, вокал
Алексей Туманов – гитара
Евгений Волков – ударные.
Первые композиции
Первая композиция, написанная участниками группы, была в стиле классического хард-рока и называлось очень характерно: «Сталепрокатный цех». Никаких следов на пленке от этой песни не осталось и текст никто из участников группы уже вспомнить не может. Потом появилась «инструменталка» с названием «Элегия», по стилю похожая на одну известную композицию группы Rainbow с альбома 1981 года. Вскоре уже начали рождаться произведения, которые легли в основу будущего репертуара группы.
Что же касается названия группы, то название «Мост» вынашивалось Михаилом Менем давно. Оно символизировало собой идею пересечения российской и западной культур.
Репетиции продолжались, но музыканты понимали, что без клавиш современную рок-музыку сочинять и играть невозможно. И в коллектив был приглашен давний знакомый Михаила Меня – известный джазовый музыкант Олег Степурко. С его появлением группа стала звучать интереснее, вырабатывалось собственное звучание, но песни Олега в группе не приживались за исключением, пожалуй, одной. Эта история заслуживает отдельного рассказа.
«Любера»
В то время «Мост» репетировал в Люберцах – подмосковном городе, известном на весь Союз своей молодежной группировкой «Любера». Эти ребята ненавидели всё западное, носили характерные широкие штаны в клетку, ботинки «прощай молодость», качались в люберецких подвалах и с особой «любовью» относились к волосатым рокерам и металлистам. Так что «мостовики» трудились прямо в «логове врага», и эта тема была предметом постоянных шуток участников группы. Все это подтолкнуло Олега Степурко к написанию песни «Любера»:
Ты слышишь? Они идут – это Любера
Ты слышишь? Кого-то бьют – это Любера
...
Редактор сказал нам, - «нет – это Любера»
И так далее...
У песни был рваный ритм, она сильно отличалась от основного репертуара группы, и поэтому исполнялась ребятами всего несколько раз, да и небезопасно это было.
Первые выступления
Первое выступление группы состоялось в конце 1986 года на московском областном рок-фестивале «Катарсис» в городе Хотьково. Туда съехались музыканты из многих городов Подмосковья. Выступление «Моста» имело потрясающий успех, что дало хороший старт для дальнейшего творческого развития команды. В этом же составе группа принимает участие в главной рок-тусовке Советского Союза – фестивале «Рок-панорама–87» на Малой спортивной арене в Лужниках как специальные гости, не входящие в состав московской рок-лаборатории. В жюри фестиваля: Александр Градский, Ованес Мелик-Пашаев, Маргарита Пушкина, Александр Ситковетский. Среди конкурсантов: «Шах», «Алиби», «Крем» (будущий «Крематорий») и другие. «Мост» выступает успешно, но этот успех со временем обернется для группы определенными проблемами. Дима Варшавский – руководитель суперпопулярной в то время рок-группы «Черный кофе» заметил восходящую «гитарную звезду» Лешу Туманова и начал «обрабатывать» его предложениями перейти работать вторым гитаристом в «Черный кофе». В этот же период в группе появляется Игорь Рябцев (Гаррис).
«Аппарат»
Дело в том, что важнейшей составляющей любого музыкального ансамбля того времени было наличие аппаратуры или, как говорили, «аппарата». Прокатных контор еще практически не было, на концертных площадках «аппарат» тоже, как правило, отсутствовал, поэтому группы должны были «закрывать» этот вопрос самостоятельно. Обычно на чем репетировали, на том и выступали. Поэтому Михаил Мень, создавая группу, пригласил себе в помощь по комплектации «аппарата», своего давнего приятеля Гарриса. Вместе они собрали неплохой по тем временам звуковой комплект «аппарата». Выглядел он примерно следующим образом: в низкочастотных колонках стояли двухсотваттные Electro-Voice или, как их называли, «электровозы». На середине - английские стоваттники HH (в народе хи-хи), английские же твиттеры на верху. То есть, всего шесть колонок, конечно же, самопальных - в то время никому в голову не приходило тащить из-за рубежа колонки. Везли динамики, которыми комплектовали потом самопальные ящики. Это сейчас в нашей безумной экономике выгодней импортировать деревянные ящики с динамиками, чем производить их у себя в стране, где полно дерева. Ламповые оконечники были тоже самопальными. Пульт – двенадцатиканальная переделанная « Электроника». Особой гордостью Меня и Гарриса были: ленточный ревербератор Eholette и микрофоны AKG 330. Функции задней линии выполняли различные «шедевры» от производителей социалистических стран, такие как Tesla, Regent и Biag, мониторы, естественно, тоже самопальные. Леша Туманов играл на Diamond с перепаянными датчиками, а Мень к тому времени был уже счастливым обладателем бас-гитары Ibanez, а позднее Fender. Ударная установка – чешская Super Amati, «апгрейденная» фирменными пластиками и «железом», клавиши – Crumar и Moog. Как ни странно, все это «хозяйство» вполне пристойно звучало.
Появление первых хитов
Гаррис стал часто появляться на репетиционной базе, принимал довольно активное участие в жизни группы, например, участвовал в «Рок-панораме–87», где он довольно успешно выполнил функции директора коллектива. Поэтому, когда Олег Степурко вместе с ударником Евгением Волковым покинули группу, отдав предпочтение джазу, Гаррис вполне органично вписался в «Мост» и привел с собой в коллектив своего товарища – барабанщика Володю Старожилова. Этот период можно охарактеризовать, как один из самых творческих. Устаревшие Crumar и Moog были заменены на продвинутый для того времени синтезатор Yamaha. Группа стала звучать намного современней. Именно в этом составе родился главный хит группы – «Мертвый полигон» как плод коллективного творчества Меня, Туманова и Гарриса. Также усилилось сотрудничество с постоянно приходящим на репетиции Мишей Затравкиным, всегда полного креативных мыслей. В репертуаре группы в тот период появились песни: «На старт», «Алхимик», «Я – память» и чуть позже «Гладиатор». В общем-то, материала набиралось на полноценный магнитальбом, но Михаила Меня как вокалиста группы, смущали некоторые тексты песен. Одни своей наивностью, другие агрессией и явным акцентом в сторону стиля «хэви-метал». Так, например, начало текста песни «Мертвый полигон» звучало так:
Слушай, где еще услышишь лучше, это словно с горной кручи металлический обвал
Слушай, ты внимательнее слушай, рев ракетный мы заглушим, будет чистым наш металл!
Явно диктовался конкретный стиль в музыке, а Мень все-таки пытался позиционировать группу как хардроковую, а не металлическую. «На старт» – казалась ему слишком пафосной со своими: «взлетит ракета, прощай планета», а «Я – память» - слишком наполненной мистикой. Поэтому он обратился к своему товарищу, известному рок-поэту Александру Елину, автору текстов для «Арии», «Мастера», других популярных групп того времени с предложением сделать «апгрейт» для текстов «Моста». Саша взялся за работу и в результате получился достаточно интересный симбиоз креативных идей участников группы и профессионализма Елина. Начало хита группы «Мертвый полигон» звучало теперь так:
Слушай, Карфаген опять разрушен, в катакомбах нет отдушин, и замерз огонь на льду!
Слушай, о прощении молят души, только рай им - нет, не нужен, им приятней жить в аду!
Тоже вполне жестко, но уже не так по-металлически. В «Шапито» добавились образы типа: «лай собаки, бег черепахи». «На старт» трансформировалось из песни пафосно-пацифистской в песню, построенную на образах, привязанных к мышлению автогонщика. Только песню «Я – память», текст которой Елину понравился, он редактировать не стал, а написал абсолютно новый с названием «Я – живой», ориентированный в основном на женскую часть аудитории, то есть, получились две песни, из-за чего иногда происходила путаница у поклонников группы.
Альбом
Именно в этот период существования группы Михаил Мень раздобыл восьмиканальный магнитофон Fostex, студийный микрофон и еще кое-какое «железо», необходимое для профессиональней звукозаписи. Все это «богатство» находилось на базе больше недели, и у музыкантов группы была прекрасная возможность записать свой первый магнитальбом с названием «Мертвый полигон», что и было сделано. Музыканты вспоминают, что сводили альбом в каких-то странных условиях на ПТСке в автобусе, но получилось по тем временам вполне сносно. Именно эту восьмиканальную запись и нашел Леша Туманов в начале 2000-ых, когда по просьбе Михаила Меня перебирал его аудио-архив. Пленка оказалась в довольно приличном состоянии, и ее удалось перегнать в компьютер. Леша предложил пересвести альбом, Михаил идею поддержал и начался кропотливый труд. Некоторые вокальные, гитарные и басовые партии были подправлены, некоторые переписаны, для корректировки остальных инструментов приглашали сессионных музыкантов. В конечном итоге в 2002 году материал был доработан и сведен. Получился очень стильный, качественный продукт. Злые языки говорили, что пересведение получилось слишком «стерильным», но большинство ценителей классического хард-рока по достоинству оценили получившейся материал. Во всяком случае, это оказалась самая качественная запись, которая сохранилась от творчества группы «Мост». Этим материалом заинтересовалась продюсерская компания «Мороз рекордз», выпускающая интересную серию CD под общим грифом «Легенды русского рока». «Мост» был удостоен чести появиться с этим материалом в рамках данной серии. Помимо уже ранее опубликованных треков, на этом CD добавилась песня «Рок», которая была найдена в архивах, и пересведена чуть позже, а также концертная версия народной песни «Черный ворон» в очень интересной аранжировке более позднего состава группы с вокалом Михаила Затравкина.
Концертная программа
Завершив запись альбома, музыканты стали готовиться к очередному туру. Именно тогда на долю группы выпало тяжелое испытание. В порядке обременения администрация Люберецкого парка культуры и отдыха настоятельно рекомендовало группе проехать с коротким туром по Люберецкому району. Это было непросто, так как «Мост», репетируя в Люберцах, за стены репетиционной базы особенно не выезжал, и о том, как их встретит люберецкая молодёжь, можно было только догадываться. Тур начинался в Томилино и должен был закончиться в центре Люберец на праздновании Дня города. Перед началом тура участники группы пошли на хитрость, распустив через местное «сарафанное радио» слух о том, что группа «Мост» – своя, «чисто, конкретно» люберецкая. На первом же концерте это сработало и после выкрика со сцены: «Вас приветствует люберецкая рок-группа «Мост»! Люберцы вперед!», зал буквально взорвался овациями. Оказалось, что местная молодежь любит «тяжелую» музыку, а все эти псевдо-патриотические бредни были просто придуманы их неформальными лидерами, которые играли в определенные политические игры. В стране уже намечался развал политической системы. На нашем интрернет-портале Вы можете послушать сохранившиеся записи с концертного тура группы в Люберцах.
В это время артисты группы стали задумываться не только о музыкальном материале, но и о шоу. В СССР появились уже первые видеомагнитофоны, и ребята периодически собирались у Гарриса или у Меня дома, чтобы понабраться опыта у западных рок-коллег. После этих коллективных просмотров становилось очевидно, что без вокалиста, освобожденного от игры на каком бы то ни было инструменте, не обойтись. Решение вопроса нашлось естественно: было решено пригласить в коллектив Михаила Затравкина, который к тому времени как раз оказался свободен от других музыкальных проектов. Парень он был фактурный, высокий, с «хайром» до плеч, носился по сцене из конца в конец с микрофонной стойкой, иногда они с Менем копировали по манере поведения на сцене своих кумиров Дэвида Ковердейла и Гленна Хьюза.
Творческий кризис
К концу тура группа имела устойчивую популярность в Люберецком районе и начала готовится к серии больших концертов в Москве, в том числе, в Зеленом театре парка «Сокольники». Это была одна из самых престижных площадок страны, и выступление на ней было определенным шагом вперед для группы. Концерт в Зеленом театре состоялся в августе 1987 года. Первой выступала группа «Зона отдыха», работающая в стиле «новой волны», затем «Мост», завершала концерт суперпопулярная «Бригада С». Для «Моста» это выступление было очень успешным, группа постепенно становилась коллективом, входящим в «высшую лигу» отечественной рок-музыки. В это же время лидер группы «Черный кофе» Дмитрий Варшавский все-таки уговорил Алексея Туманова перейти к себе вторым гитаристом. В «Мосте» Лешино решение покинуть группу восприняли по-разному. Но Михаил Мень, с которым Алексей создавал группу, отнесся к этому решению с пониманием и посчитал, что для Леши это серьезный шанс в музыкальной карьере и, в последствии оказался прав, так как Туманов, один из не многих участников группы, профессионально занимается музыкой и по сей день. На замену Туманову в коллектив был приглашен гитарист Вячеслав Любимов. И какое-то время в коллективе работали сразу два гитариста. Вячеслав Любимов был известен на всю Москву умением изготавливать очень хорошие гитарные «примочки» для тяжелой музыки. Слава давно сотрудничал с группой в качестве звукорежиссера и при этом был весьма неплохим гитаристом, тем более, хорошо знакомым с репертуаром «Моста». Звучание композиции в исполнение обновлённого состава можно услышать на альбоме Tne Best of Live. Но потом Алексей Туманов окончательно покинул «Мост». В этот же период в качестве второго гитариста на концертах выступал Дмитрий Лашков. Но довольно частая смена музыкантов не могла не сказаться на настроении в коллективе, наступала полоса творческого кризиса. Гастроли продолжались, но репертуар группы перестал обновляться - за все это время родилась только одна композиция «Спешащий человек». Группа перестала «генерить» идеи как единый механизм.
«Конкуренция»
Тем временем заканчивался 1987 год, интерес к «тяжелой» музыке в стране постепенно угасал. На концертных площадках все чаще стала появляться безвкусная фонограммная попса. Коллективы, играющие «вживую», все меньше и меньше стали приглашать на выступления, так как живой звук требовал более дорогой аппаратуры, задней линии, более профессиональной звукорежиссуры. В «Мосте» даже изобрели ноу-хау для решения этой проблемы. Володя Старожилов приобрел ритм-бокс-машину Casio RZ1 – первую машину с возможностью сэмплировать живые звуки барабанов. Когда на сборных концертах не было ни времени, ни возможности отстроить «живую» ударную установку (а это, как известно, проблема №1), Володя просто включал запрограммированную партию барабанов, а остальные музыканты играли сверху «вживую». И это все равно было лучше, чем изображать собственное выступление под фонограмму, как это делают многие до сих пор. Но настоящие рок-музыканты получали удары не только от фонограммной попсы, но и от непрофессиональных рок-групп навалившихся на рок-пространство страны из Ленинграда, Свердловска и других городов. Как очень метко назвал стиль, в котором работали эти группы, один известный музыкальный критик – «говнорок». Эти группы добивались определенного успеха, благодаря, как правило, экстравагантным текстам песен и шокирующим публику поведением на сцене. При этом музыканты этих групп абсолютно не умели играть, а вокалисты не могли взять ни одной правильной ноты. Пользовались они, конечно, неискушенностью нашей публики. Многие из них были, безусловно, талантливы и креативны, но вкус людям в то время они здорово испортили. Ходила даже шутка, что ленинградские рок-группы учатся играть на гитарах в поезде, когда едут из Ленинграда в Москву на гастроли. Это теперь «говнорок» остепенился, представители этого стиля стали приглашать для своих студийных записей и гастролей профессиональных сессионных музыкантов, которые, правда, жалуются, что их периодически заставляют играть мимо нот, грязно и не ритмично – иначе «пипл хавать не будет».
Уход основателя группы
Все эти сложности только усиливали творческий кризис, который захлестнул группу «Мост». Вскоре коллектив покинули Владимир Старожилов и основатель группы Михаил Мень. Они вместе с солистом ВИА «Надежда» Юрием Стожаровым и клавишником Сергеем Савельевым создали новый очень интересный проект «Морской патруль». Но основную свою энергию они направили на занятие бизнесом, который в то время только начинал становиться легальным в нашей стране. Хотя контактов с группой не потеряли и продолжали периодическое сотрудничество. Им на смену в коллектив пришли Дмитрий Морозов и Дмитрий Лашков, который ранее иногда выступал вторым гитаристом, но перспективы дальнейшего развития группы были уже не безоблачными. Репетиционная база была утрачена в силу значительного и непосильного для участников группы повышения стоимости арендной платы за помещения. К тому же заявил о своём уходе из группы Вячеслав Любимов. Начались переговоры с участником первого состава - гитаристом Алексеем Тумановым, готовым покинуть «Чёрный кофе» и вернуться в «Мост». Эти переговоры шли с большим трудом из-за позиции Игоря Рябцева, возражавшего против возвращения Туманова. По причине возникших разногласий, в том числе, из-за ключевой для любого рок-коллектива составляющей – гитариста, группу покинул Михаил Затравкин.
Последний концерт группы «Мост» состоялся в декабре 1987 года на открытой площадке парка Горького. На нём в последний раз собрались вместе все участники группы: Михаил Мень,Вячеслав Любимов, Игорь Рябцев, Алексей Туманов и Владимир Сторожилов. К концу 1987 года группа фактически перестала существовать. Однако Игорь Рябцев и Михаил Затравкин набрали новый коллектив из молодых музыкантов, заметно утяжелив музыку. И уже под названием «Мост-Дельта» участники группы продолжили концертную деятельность. Исполнение композиций нового состава группы с вокалом Михаила Затравкина можно прослушать на концертном альбоме Live in Nalchik.
Эпилог
Группа «Мост» была ярким явлением в отечественной рок-музыке и оставила выразительный след в истории рок-культуры перестроечных времен. Но самое замечательное, что у этой истории есть продолжение. У каждого участника группы своя судьба. Михаил Мень стал серьезным политиком и управленцем федерального масштаба, прошел школу от депутата Госдумы до губернатора Ивановской области, но при этом не забывает музыку. Периодически он сам выступает автором различных творческих проектов, поддерживает молодых музыкантов, коллекционирует электрогитары и басы, причем главным в его коллекции является старый Fender, на котором он играл в группе «Мост». А когда Михаил Мень реализовывал свой проект Made in Moscow, то в основу этого альбома легли идеи и мелодии «Моста». Михаил Затравкин тоже работает на госслужбе, но о музыке не забывает.
Владимир Старожилов серьезный бизнесмен, его бизнес напрямую связан с музыкой: он занимается продажей и инсталляцией звукового и светового оборудования. Возглавляемую им компанию «Боссмен» знают многие музыканты.
Алексей Туманов – профессиональный музыкант, после «Черного кофе» он работал в группе «Сталкер», в других коллективах.. Сегодня он помимо музыки серьезно занимается звукорежиссурой, при поддержке Михаила Меня он организовал современную студию звукозаписи, которую в память о своей первой группе назвал «Мост-Дельта Records».
Игорь Рябцев – в компьютерном бизнесе, но музыку не забывает, иногда пишет песни.
Олег Степурко – серьезный джазовый педагог и музыкант, многие его ученики добились серьезных творческих успехов.
В 2011 году грядет 25-летие со дня образования группы. И, самое замечательное, что бывшие участники коллектива планируют собраться опять вместе, чтобы отметить это событие, дав концерт в честь этой даты. И тогда появится надежда, что, может быть, кто-то из бывших участников группы возродит проект под названием «Мост». Сейчас как раз не хватает такой качественной музыки нашему сегодняшнему шоу-бизнесу.
В ноябре 2010 года коллектив собрался вместе, вспомнили лихие 80-е и дали потрясающий концерт в рамках подготовки к юбилею группы.
Российский поэт-песенник, продюсер и журналист Александр Елин
Материалы взяты с сайта http://rock-most.ru