Сергей Терентьев и группа АРТЕРИЯ настолько редко радует публику новыми релизами, что выход в конце весны второго за 10 лет полноформатного альбома группы под лаконичным названием "2014" портал MetalRus.Ru никак не мог пропустить. Наши журналисты побеседовали с Сергеем о новом альбоме и обо всем прочем, что окружало группу за последние несколько лет…
В 2011 году Вы объявили том, что АРТЕРИЯ альбомов больше писать не будет – только интернет-синглы и на английском языке. Но вот настал год 2014 – и вышел новый альбом АРТЕРИИ. Что изменилось с тех пор?
Да, выпускать альбомы сегодня — почти потеряло смысл. Все равно все составляют плейлисты в своих плеерах по своему вкусу и из разных исполнителей. Альбом — это ценность только для истинных поклонников и его выпуск, скорее исключение из правила. Я думаю, что в будущем мы будем последовательны в том, что декларировалось ранее — выпускать интернет-синглы, из которых впоследствии могут формироваться полнометражные альбомы, может быть даже и на китайском языке. Чтобы вместе с курсом нашей страны устремлять свои взгляды на восток (смеётся).
Для поддержки альбома был запущен проект по сбору средств на портале Planeta.ru. Почему вы решили воспользоваться этим способом, и насколько он удачен по Вашему мнению?
Похоже, что мы не знаем других способов профинансировать производство альбома. Этот проект и успешен и удачен не только в смысле того, что мы смогли избежать собственных затрат на выпуск альбома "2014", но и получили с помощью planeta.ru обратную связь с нашими поклонниками из всех уголков России, дальнего и ближнего зарубежья. Наш проект на planeta.ru был рассчитан на 45 дней, но за неделю мы собрали заявленную сумму и, я надеюсь, что финальная цифра позволит нам подумать над производством мерчендайза и пр. Поддерживая нас и многие другие проекты, люди, по сути, участвуют в процессе формирования независимого пласта культуры и оккупированный попсой «голубой экран» в этом случае становится пережитком прошлого. Еще раз большое спасибо нашим акционерам за поддержку!
Обычно проект краудфандинга запускают на стадии записи альбома. Вы же – на стадии производства.
Пройдя много испытаний, группа
АРТЕРИЯ в результате потеряла динамику, как мне кажется, и, как следствие отчасти потеряла внимание публики и такой проект, запущенный на стадии записи альбома, мог бы быть не совсем успешным. Во всяком случае — это мои опасения. В ситуации, когда мы предлагаем публике помочь нам издать уже готовый музыкальный альбом и его не надо ждать полгода или год, думаю, что акционерам однозначно понравился бы последний вариант. В результате — мы имеем готовый альбом, хорошую динамику его покупок и
АРТЕРИЮ, которая с бОльшим оптимизмом смотрит в будущее.
Мы хорошо знаем участников группы как музыкантов, но как людей нет. Расскажите, каковы они?
Вместе с барабанщиком
Сергеем Кутаевым мы съели пуд соли. Скоро он отметит десятилетие своего участия в группе
АРТЕРИЯ. Для него нет ничего невозможного — ни разу я не слышал ничего о том, что это трудно, это cложно, это слишком. Сергей добровольно взял на себя дополнительную нагрузку — базу, на которой мы не только репетируем, но и записываем трекинг наших "нетленок". Был случай, когда я с семьей застрял на даче из-за неисправности двигателя авто. Он незамедлительно откликнулся, приехал, определил неисправность, съездил в Москву за запчастями и, потратив на это в общей сложности пару дней, успешно все починил. Надежный человек, хороший товарищ!
Даниил Захаренков— примерный семьянин, балагур, остроумный весельчак с саркастическим оттенком (смеётся). Специалист по освоению всяких гаджетов и их скрытых возможностей. Его критические оценки помогают объективнее взглянуть на многое в делах группы и во многом другом. Например, в дачных вопросах, где у нас появилась обширная общая неисчерпаемая тема.
Сергей "SayaR" Ванюшин — потомственный музыкант, со всеми вытекающими последствиями. Преподает игру на гитаре, довольно часто, по моим меркам, путешествует, владеет английским и, как недавно выяснилось, турецким языками. Веселый, открытый человек. В своих зарубежных поездках умудряется легко знакомиться и общаться со знаменитостями, так что я не удивлюсь, если Сергей когда-нибудь пригласит на запись совместного трека с
АРТЕРИЕЙ Chad Krueger или
RASMUS(смеётся).
Александр Кэп — последний, кто примкнул к
АРТЕРИИ более полутора лет назад. Дипломированный педагог по вокалу, вся жизнь которого подчинена тому, чтобы голос его звучал и звучали голоса его учеников. Услуги его пользуются спросом, что говорит о том, что
Александрзанимает свое место и в группе и на педагогическом поприще. Любит животных: держит рыбок, кота, попугая. Примерный семьянин.
За много лет через АРТЕРИЮ прошло множество музыкантов. Общаетесь ли Вы с ними и каковы сейчас с ними отношения?
Я и родителей-то вижу три-четыре раза в год, к сожалению, в силу своей занятости, поэтому общение с бывшими коллегами сводится к тому, что мы встречаемся на совместных концертах, что и произошло на презентации нашего альбома
"2014".
Один из предыдущих составов группы после ухода записал два альбома под названием ФОРСАЖ абсолютно в стилистике АРТЕРИИ. Слышали ли Вы их? Понравилось ли? И не было ли в какой-то момент сожалений о том, что этот материал не стал АРТЕРИЕЙ?
Два человека не могут являться составом группы, для начала... Да, музыка понравилась, но я настолько люблю наши песни (это что-то вроде такого композиторского эгоцентризма —
"Мы - лучшие!"), что мне в голову не пришло бы, что у меня могут быть сожаления о том, что кто-то сделал что-то в нашем стиле. И опять же - если музыка сделана в нашей стилистике, это говорит о том, что у нас появились последователи (ухмыляется).
Альбом называется просто - "2014". Почему? Разве на альбоме не нашлось песни или строчки из песни, характеризующей его?
Все нужно делать, как научили старшие братья? (смеётся) Да вот захотелось олимпийские цифры увековечить на обложке, еле удержались, чтобы не написать там "Сочи"!
На новый альбом вошло 10 песен, из них интро и аутро и 6 бонусов. Не маловато ли песен за 10 лет "безальбомья"?
Нормально! Не всем так "везет" в жизни, как этой многострадальной группе. Выпускать каждый год по альбому с материалом, за который будет стыдно, это не наша тема. Самое главное сейчас заключается в том, что все музыканты находятся в состоянии, которое позволяет делать то, что мы должны делать и мне не приходится находиться в режиме ожидания — когда музыкант наконец-то найдет время для этого. Две уже записанные начисто в инструментальном виде песни не вошли в альбом по причине отсутствия текстов, но в нынешних условиях это уже не так печально. Наконец-то у нас появились талантливые поэты, с которыми можно работать. А "под сукном" тоже много чего есть и ждет своего воплощения.
Песни для нового альбома писались в течение этих 10 лет или же это нечто написанное непосредственно для этого альбома и совсем недавно? Какие из песен совсем новые, а какие старые?
Cтарые песни, конечно же, моего авторства — это
"Свет погасшей звезды",
"Говори с миром" (есть "рыба" еще с голосом
Булгакова),
"Ветер пустых дорог". Да все мои песни довольно старые по сути. Новыми можно считать песни
Сергея Ванюшина и
Алекса Кэпа.
В песнях Сергея Ванюшина и аранжировки тоже его. Он настолько проникся стилем АРТЕРИИ?
Песни
Сергея, на мой взгляд, довольно сильно отличаются по стилю от остального материала, а мое присутствие в аранжировке все-таки случилось в синтетических моментах в песне
"Мы" и в звуках заднего плана в песне
"Искажение". Это, видимо, чуть повлияло на стилистику.
На альбоме много текстовиков. Если имя Евгения Миканба хорошо известно поклонникам тяжелого рока по работе с ЛЕГИОНОМ и проектом Чернышёва-Булгакова, то кто остальные? Как Вы с ними связались?
В этом помогли социальные сети и доброжелатели.
Мария Мастерова давно дружит с
АРТЕРИЕЙ и успешно попробовала себя на этом альбоме в песне
"Ветер пустых дорог". С
Евгением Миканба, автором текста песни
"Ветер и птица", нас познакомил доброжелатель
Виталий Куликов.
Наталия Захарова появилась в нашей жизни благодаря
Артёму Стырову, который вовремя показал её работы.
Много ли приходилось править тексты и к чему сводились правки? Довольны ли Вы полученным результатом?
Правки неизбежны так же, как и стремление к совершенству. Поскольку стремление к совершенству бесконечно, любой творческий человек всегда будет сомневаться в результате.
При таком количестве текстовиков, каждый из которых обладает своим видением песен, удалось ли создать на Ваш взгляд из альбома законченную картину?
Нет.
Есть ли такие темы, которые никогда не будут подняты в песнях АРТЕРИИ?
Я уверен, что матерные частушки про НАТО мы исполнять не будем.
Альбом достаточно необычно оформлен…
После ознакомления с ценниками за эксклюзивное оформление альбома
Glossy обратила моё внимание на фрактальную графику отечественных и зарубежных авторов, тем более, что традиционное оформление рок-альбома у меня уже вызывает нежелательные рефлексы. Захотелось чего-то нового. Это новое оказалось красивым, и нам не пришлось выворачивать карманы наизнанку. Авторы фракталов указаны в буклете альбома, а поиском и переговорами с ними, подбором и компоновкой занималась
Glossy.
Устоявшийся за годы логотип АРТЕРИИ тоже отсутствует на альбоме…
Честно признаться, фрактальный дизайн заставил нас помучиться с тем, чтобы традиционный логотип "поженился" с картинкой, но он все время был каким-то инородным в обществе фрактала и разные его обработки и трансформации желаемого не дали. Попробовали использовать стандартный шрифт, стало лучше, но все равно что-то не то, а затем нас "поджали" сроки производства дижипака и пришлось оставить вариант со стандартным шрифтом.
На альбоме обильный бонусный раздел.
В него входят старые песни группы, записанные с бывшими коллегами. А входят они туда потому, что раздел обильный и способен их вместить (смеётся).
"Боль", "Край ветров" и "Никто" были перезаписаны с Кэпом. А "Time Will Call Your Name" и "Сам себе враг" – нет.
Гришину песню мы собирались сделать уже на русском языке, так что смысла ее перепевать как бы и нет, а
"Сам себе враг" не стали переписывать, так как сочли, что тренировочного студийного материала, спетого
Кэпомуже вполне достаточно для раскрытия его певческого потенциала.
После ухода Андрея Волкова песню "Боль" не предполагали оставлять в репертуаре группы. Почему же она появилась?
По просьбам трудящихся и жителей социальных сетей.
В чем необходимость наличия на альбоме песен чужих авторов – "Никто" и "Край ветров"? Причем они в разное время переписывались аж с тремя разными певцами!
Работа в студии в связке продюсер — певец дает результат при наличии взаимопонимания сторон. Эта работа (притирка) может затянуться надолго и ни чем не закончиться, а может совершенно неожиданно получиться и за неделю может быть записан весть материал. Для этого и перезаписываются вышеназванные, скажем так, тренировочные песни начисто, а чтобы колоссальная работа не пропадала даром, включают в качестве бонусиков в альбомчики.
В 2012 году в сети была выложена песня "It Used To Be A Dream" в исполнении Александра Кэпа. Тогда он не был еще официальным певцом группы. Как так вышло?
Вышло это так же, как выходит у многих музыкантов — у своих не хватает на твою музыку времени, а у чужих его достаточно. Поэтому свои стали чужими, а чужие своими. На альбоме эта песня называется "Ветер пустых дорог".
Несколько лет назад у АРТЕРИИ вышел DVD "5 баллов", на который возлагались определенные надежды. Оправдались ли они?
На самом деле надежды были весьма неопределенные, а цель — поведать немного о нас публике, ведь мы же, как ни крути, все равно часть истории российской рок-музыки.
На московской презентации альбома была куча разных гостей.
Нас с ними связывают очевидные нити: АРИЯ, МАСТЕР, КИПЕЛОВ, ДИНАСТИЯ ПОСВЯЩЁННЫХ.
Проект GLOSSYTERIA заморожен или закрыт насовсем?
Очень заморожен, но есть мысли по его разморозке... (улыбается).
Сергей, нет ли у Вас желания записать инструментальный диск или хотя бы включить в альбом пару-тройку инструменталов?
Вот как раз такие мысли меня и посещали, когда нам не хватало текстов для двух треков, которые не вошли в
"2014". Вы не думайте, что нам присылали мало текстов...
Диск "2014" выпущен самостоятельно. Продаваться он будет через Планету и на концертах. А ещё какая-то дистрибуция будет?
Дистрибуция практически умерла, поэтому — Рlaneta.ru и цифровые версии.
Вы выпустили альбом, причем на диске. А есть ли вообще сейчас смысл в выпуске альбомов? И зачем физноситель?
Ну, уж раз в 10 лет можно позволить себе физический носитель, тем более по стране нашлось достаточное кол-во наших поклонников, которые его с удовольствием купили. Затем и физноситель, чтоб дарилась радость людям. (улыбается)
Сейчас очень моден винил. Как Вы относитесь к этому повальному увлечению отжившими свое архаичными пластинками?
Это нормальное увлечение. Качество звука — и есть основная суть винила. Понимающие в этом люди будут слушать музыку в формате mp3 только под страхом пыток или за хорошие деньги.
Где записывался новый альбом, в каких студиях? И чем они хороши по сравнению с другими?
Альбом записывался на репетиционной базе группы
MATERIA PRIMA, базе
Сергея Кутаева, а также в нашей домашней студии
"GT-Pro". Эти студии хороши тем, что в них не используется таймер студийного времени. Чтобы было понятно о чем речь — когда музыкант, находясь на обычной студии, где, к примеру, час работы стоит около 1000 рублей, понимает, что за три часа работы не записал и половины из задуманного, как правило, он теряет самообладание со всеми вытекающими последствиями.
И последний вопрос - насколько изменился Сергей Терентьев как музыкант и как человек за 10 лет, прошедших с момента выпуска первого альбома?
Первый альбом у меня вышел 20 лет назад, для справки, а как музыкант я направился в несколько другую сторону, чем это было ранее, так что куда выведет эта дорожка пока неизвестно. Как человек я стал более циничен и прагматичен. Надеюсь, что все находится в пределах возрастной нормы.