Когда произошла смена вокалистов? Когда в группе вновь появился Кудрявцев?
Вячеслав Шамаев:
- Через год. У Андрея Иванова умер отец, и мать уже не могла его содержать, потому, что денег не было совсем. И Андрей пошёл работать на фабрику. Мы остались без певца.
Четвёртый выпуск "Сигнальной серии пластинок" с двумя вашими песнями вышел в конце лета 1990 года. Тогда с Кудрявцевым перезаписаны были только две песни, или переделывался весь альбом?
Вячеслав Шамаев:
- Нет, только эти две вещи. Причём, честно говоря, непонятно зачем Ляпунов этим занимался. Потом альбом "Крах" вышел на кассете, но с этими двумя песнями. И с тех пор уже было не найти оригинальную версию. А зачем это было сделано, я не знаю.
Сергей Шамаев:
- Я тоже был против. И мы не переписывали песни. Просто перебили вокал с мастера.
А потом уже немного в другой стилистике был записан альбом "Всё нормально".
Вячеслав Шамаев:
- На счёт второго альбома могу сразу сказать, что он совсем не похож на первый. Вещи, которые тогда сочинялись, я отсеивал, так как они явно повторяли то, что уже было. Хотелось чего-то другого, нового. К тому же, Коля Кудрявцев – певец великолепный, но его манера не очень подходила к нашей жёсткой телеге. Поэтому и материал сильно отличается.
Сергей Шамаев:
- Там материал на самом деле сыроват.
Вячеслав Шамаев:
- Так получилось, что мы записали его намного раньше, чем должны были. Продюсер слишком рано сунул нас в студию. Я помню, что мы должны были всё нормально отрепетировать летом, в июле отдохнуть и в августе дорепетировать. И только в сентябре, когда откроется студия после двухмесячного проветривания, должны были записать этот альбом. Но он нас зачем-то сунул срочно в конец июня, когда у нас было ещё не всё отрепетировано, чтобы мы записали самые ответственные партии. Студия, естественно, после этого закрылась на два месяца на проветривание. Неразумно это было сделано.
К альбому "Всё нормально" был снят клип "В ритме вальса". Его регулярно крутили по телевидению. А кто его снял?
Сергей Шамаев:
- Андрей Базанов. Он работал на телевидении.
Вячеслав Шамаев:
- Может у него и материалы остались. Даже у нас их нет.
А что в те времена о Паутине писала пресса?
Вячеслав Шамаев:
- Про первый альбом было написано, что, мол, есть такой.
Сергей Шамаев:
- Я помню заметочки в разных газетах. И не только в питерских. Писали, естественно, по разному. В "Смене", например, писали, что группа Паутина посвятила своё выступление Борису Ельцину.
Вячеслав Шамаев:
- Это был фестиваль в Рок-Клубе. А как раз в этот день были выборы. И мы призывали со сцены идти голосовать за Ельцина. Как Ельцина ни ругай, но в то время это был единственный человек, который мог реально покончить с коммунистическим прошлым.
Летом 1991 года Паутина играла в ЛДМ концерт с Коррозией Металла. Несколько странное сочетание групп - и музыкально, и идейно. А как такой странный альянс получился? Как запомнилась Коррозия Металла в плане общения?
Вячеслав Шамаев:
- Этот концерт состоялся, потому что наш директор Ляпунов какие-то совместные с ними дела начинал делать. Пластиночный бизнес у него оттуда пошёл. А как люди – они совершенно далёкие от нас. И морально, и музыкально.
Сергей Шамаев:
- Москвичи почему-то презирают всю провинцию. Для них Питер – это тоже какая-то провинция. Непонятно почему. Хотя для нас Москва всегда была деревней. Ну… такие они - своеобразные.
А чем в те времена отличались питерская и московская сцены?
Вячеслав Шамаев:
- Могу сказать, что когда мы играли в Москве в "Крылатском" на фестивале "Железный марш", бабушка местная из этого заведения сказала: "Ребята, вы явно не местные". Мы, говорим, из Питера!. "Ох! Сразу чувствуется, что ребята из Питера! Не то что наши московские жлобы." Я уж не говорю про все гастроли, где мы бывали… В других городах мы очень часто слышали примерно одно и то же: "Ну вот из Ленинграда команда приехала – люди как люди. А недавно из Москвы приезжали, так просто мерзавцы какие-то". У нас же никогда не было никаких звёздных задвигов.
Сергей Шамаев:
- У москвичей всегда был бзик.
А какие взаимоотношения были в те времена между рок-клубовскими командами и филармоническими?
Сергей Шамаев:
- У нас нормальные отношения были. Кого знали – с теми общались. У нас тогда был большой круг общения. В то время мы ещё общались с музыкантами более старшего поколения.
Вячеслав Шамаев:
- Там хорошие, сильные музыканты играли. Причём я заметил интересную веешь: чем сильнее музыканты, с которыми мы общались, тем более хорошего мнения они были о нашей команде. А всякие третьеразрядные рок-клубовские от нас плевались.
Про агитацию за Ельцина мы услышали. А как вы восприняли конец советской власти и развал Советского Союза?
Сергей Шамаев:
- Никто ничего не разваливал. Всё тихо само собой развалилось. Так что нормально восприняли.
Вячеслав Шамаев:
- Коммунизм ушёл, и слава Богу! Другое дело, что всё накрылось. Осталось только 5-10 так называемых кассовых команд. А в целом наш рок тогда "приказал долго жить".
Юрий Глотов:
- Я ненормально воспринял. Я просто уехал.
В конце 1991 года стал готовиться материал для третьего альбома. В какой стилистике он планировался?
Вячеслав Шамаев:
- Да где-то примерно в такой же стилистике, как и второй альбом.
Сергей Шамаев:
- Да нет, наверное, там пожёстче было. Но опять таки, там всё было ещё не полностью готово. Время менялось – инфляция, то да сё. На нас наседали, чтобы мы быстрее записали альбом. И мы начали записывать.
Вячеслав Шамаев:
- Но на этом всё кончилось.
А что был за острый конфликт, в результате которого группа прекратила своё существование. Что тогда происходило на личностном уровне?
Сергей Шамаев:
- Нас заставляли быстрее писаться. А у меня в тот момент была такая непонятная травма правой ноги. Я не мог играть. Но мы начали записывать этот альбом. Причём я сильно не мог играть. С грехом пополам для четырёх вещей мы записали барабаны. Я предложил использовать драм-машинку. А Саша Ляпунов – наш директор – он так напрямую и говорил: "Я плачу деньги, значит я хозяин". И остальные ребята - Коля Кудрявцев, Блейзизен – они ему продались. Они просто остались с Ляпуновым. Я предлагал компромиссные варианты. А он требовал, чтобы мы прямо завтра записали альбом. Он уже просто всё приказывал. Мы с этим не стали мириться и разошлись. Закончилось всё конкретной договорённостью: несколько сделанных фонограмм стираются, и группа распускается.
Вячеслав Шамаев:
- Я про себя тогда думал: "Странно ребята себя ведут. Если мы сейчас расстанемся, то понятно, что мы с Сергеем будем в сложном положении. А как будут они, с чем будут они?" Но у них всё оказалось гораздо проще. Оказалось, что ребята решили сделать "свою" группу…
Сергей Шамаев:
- Мы же тогда записали часть песен.
То есть материал, который готовили вы, вошёл в выпущенный ими альбом?
Вячеслав Шамаев:
- Да. Я бы относился к ним без презрения, если бы ребята сделали свою группу, со своим названием, со своим материалом. А ребятишки взяли наш материал, наше название, присвоили всё себе и таким образом сделали свою группу. Поэтому для нас группы под таким названием больше не существует.
Сергей Шамаев:
- Мы их называем самозванцами.
А у вас были попытки забрать себе название? Название-то ведь ваше.
Вячеслав Шамаев:
- Вернуть себе название мы могли только одним способом – если бы мы собрали новый состав и продолжили деятельность. Но это был уже 1992 год, когда всё накрылось. Хотя даже и в этом случае всяких самозванцев это не устраняло бы, так как не было никаких официальных регистраций и авторских прав на название групп.
А попытка собрать свой состав была?
Сергей Шамаев:
- Пробовали. Но как-то не особо это срасталось. И уже никому не нужно было.
Вячеслав Шамаев:
- Игра просто не стоила свеч. У нас даже был вариант с гитаристом, который работал на студии. С ним мы могли на халяву записать альбом. Но каждый раз, когда мы с ним собирались, я ему заново показывал все вещи.
Сергей Шамаев:
- Мы пробовали разные варианты, но ничего такого оптимального не подобрали. И решили, что наверное это уже и не надо. Это у Ляпунова ещё были какие-то амбиции. Он там ещё продолжал. У самозванцев сменилось с десяток человек…
… и раза четыре поменяв состав. Они под этой вывеской, но уже без вас, выпустили три альбома. Вы их слышали? Что вы о них можете сказать?
Сергей Шамаев:
- Я что-то слышал краем уха. Но это уже никакого отношения не имеет ни к нам, ни к нашему проекту, который мы долго-долго делали.
Вячеслав Шамаев:
- Нужно, чтобы человек, который слушал все альбомы, мог сравнивать. Я в таком сравнении смысла не вижу.
Сергей Шамаев:
- Как можно сравнивать совершенно разные группы между собой?! Они разные. Кому-то может быть больше нравятся их альбомы – пожалуйста.
Вячеслав Шамаев:
- Я могу сказать, в двух словах следующее: даже если бы ребята сделали свою группу, то я бы к ним нормально относился, но ничего особого не ждал по одной простой причине: тот человек, которого администратор назначил ядром группы, никак на эту роль не тянул. Вот и всё, что я хочу сказать об этом.
А отношения с бывшими соратниками не поддерживаются никакие?
Вячеслав Шамаев:
- Так а какие могут быть отношения?! Не вызывают уважения ребята.
Что, по вашему мнению, было наибольшим достижением Паутины?
Вячеслав Шамаев:
- Слава Богу, мы успели в своё время поиграть по разным фестивалям и по стадионам...
Сергей Шамаев:
- Наверное всё-таки пик – это был 1991 год. Большего уже было не достигнуть, так как в 1992 году весь наш рок накрылся.
Потом Сергей пару лет отыграл в Opertrack'е. Как воспоминания об этом периоде?
Сергей Шамаев:
- Хорошие воспоминания. Мало было возможностей. Мы сделали загранпаспорта. Должны были поехать туда, сюда… Но никуда поехать не получилось. Здесь поиграли по клубам, в Москве поиграли по клубам. И всё. Не востребовано всё это было. Но опять-таки, воспоминания хорошие, ребята хорошие, конфликта никакого не было. Я тихо от них ушёл. Могу даже назвать причину, как это получилось. Они знали моё отношение к самозванцам. И тут они решили сыграть на мероприятии, где участвовали бы Opertrack, самозванцы и Игорь Романов. Мы с Романовым много играли. Я сказал: "Ребята, я сразу говорю, что я играть не буду". А они почему-то вписались в это мероприятие. А я сказал, что я не буду играть, я не приду. Ну и я после этого ушёл. Тихо. Ну они вроде тоже потыркались, потыркались… Не знаю, играли ли они после этого… Не востребована была вся эта музыка. Репетируешь, репетируешь, играешь… А выход-то должен быть? А выхода мало.
А где после ухода из Паутины играл Юрий?
Юрий Глотов:
- Из Паутины меня пригласили в группу Форвард под управлением Лёши Фадеева. У них была такая злободневная программа, с политическим уклоном небольшим. Но там был рок. Потом я оттуда ушёл. Не помню почему. Были какие-то трения… И ушёл я в группу Август. Это был 1990 год. Там проиграл я полгода, даже чуть больше. Это был момент, что ушёл Коха и вернулся Колесник. С Колесником меня познакомил барабанщик Форварда Коля Тараскин. Паша оказался очень дружелюбным человеком. Он представил меня Олегу Гусеву. Мы порепетировали… Гусев набрал очень сильных музыкантов – басиста Юру Медведчикова и барабанщика Аркашу Аладьина. Там тоже не сложилось по разным причинам. А затем была группа Пассажиры в центре Киселёва. Это был последний коллектив, с которым я работал в Питере. Дальше наступил совершенно другой этап моей жизни.
А почему Вы решили уехать?
Юрий Глотов:
- Я переиграл во многих командах в Питере. В Москву я ехать не хотел. И я не видел, куда ещё можно пойти. И потом, я всегда был болен идеей посмотреть, а как там. Я любил западную музыку – британскую, американскую. И я загорелся идеей поехать, посмотреть, через всё это пройти. Были, конечно, наивные идеи, что вдруг я попаду в какую-то группу, буду там играть и стану рок-звездой... Но это немножко наивные идеи. Так что любопытство и музыкальная неудовлетворённость меня подтолкнули к тому, что я сделал этот шаг и уехал туда. Да так там и остался…
Юрий Глотов:
- Я был вынужден много работать. Я уехал в никуда вообще. Прошёл сквозь огонь, воду и медные трубы. То есть с нуля. Но сюда тянет. Сейчас Питер совсем другой. Здесь интересно. Я до сих пор живу там, но могу подолгу находиться здесь. Сейчас я с Августом играю. Я так построил свою жизнь, что могу это себе позволить так делать. Если мне станет неинтересно или что-то произойдёт, то я могу вернуться туда и там дальше жить. Не то, чтобы я сюда насовсем вернулся, но в данный момент мне точно здесь интереснее. Чувствуется дух, жизнь! В Америке всё-таки наелись уже этой музыкой. Пресыщение там ужасное. А здесь всё-таки нет такого пресыщения, что бы ни говорили.
И с кем Вы там играли?
Юрий Глотов:
- Был момент, я пересекался с вокалистом Тони Харнеллом из TNT. Нас с ним свели, мы пытались что-то вместе делать. Но это было сложно, потому что человек такого класса постоянно завязан с другими музыкантами. И его очень сложно было вытянуть на какой-то проект. То есть мы на маленьких концертиках играли его личные проекты. Мы не играли музыку TNT, естественно. Он также не хотел петь на моих проектах, по разным причинам. Но с ним вместе мы играли разные его вещи… Остальные были неизвестные. Был такой Джон Преснелл. В общем-то его никто особо не знает, хотя он очень пытался сделать команду знаменитой. Я с ним отработал несколько лет. Но это был в общем-то не рок. Это была такая дикая смесь - поп, нью-вэйв, альтернатива. Он был как автор-исполнитель. С ним я играл. Потом пытался устроиться в разные кавер-группы. Мне не удалось. Затем был последний период, когда я создал свою группу Metal Zars. Потратил много времени и усилий, смог всё-таки собрать людей – американцев. Мы играли много чужих вещей. Я хотел с этого начать, а потом делать свои вещи. У меня был свой материал. К сожалению, группа тоже не пошла далеко, потому что были сложности. Просто эта музыка не особо была нужна американской аудитории. Ей надо что-то более современное, а не рок восьмидесятых. То есть практически нам нужно было изменить стиль, начать играть что-то другое, альтернативу, например, чтобы появился шанс. Я не хотел этого делать. Играть там на мой взгляд особо нечего. Я люблю сольные импровизации, звук другой совсем. Вокалист ушёл от меня, видя что нихрена не идёт. Я пытался найти другого вокалиста, такого же. Это очень сложно, практически невозможно. Поскольку надо петь вещи в высоком диапазоне, голос должен быть необычный, надо владеть обширным диапазоном. Таких людей очень сложно найти. Приходили какие-то инвалиды, я бы так сказал, пытались что-то петь, но курам на смех...
Сейчас появилось столько молодых команд, прослушать всех просто невозможно. И музыкальные инструменты, и репетиционные точки – всё стало более доступным. То есть сейчас сложилась ситуация, что предложение превышает спрос. Какие, по вашему мнению, направления смогут сохранить популярность?
Сергей Шамаев:
- Попса! (смех) Ситуация, когда предложение превышает спрос, она сейчас во всём мире.
Юрий Глотов:
- Групп очень и очень много. Пробиваются единицы. Многие факторы влияют на то, чтобы группа выбилась. Должны быть связи, должны быть деньги.
Вячеслав Шамаев:
- Что касается переизбытка, то чем больше команд, тем лучше. Надо чтобы было много всяких – и плохих, и хороших, и средних. Тогда будут появляться очень и очень хорошие команды. А какой стиль будет наиболее перспективным – сложно сказать.
Сергей Шамаев:
- Единственное что, когда команда не очень востребована, она долго не держится. Но зато сейчас есть больше возможностей для записи, для продвижения, для демок. Мы жалеем, что в наше время мы не оставили такой материал нормальный.
Юрий Глотов:
- Если говорить не про русский рок, а именно про западный рок, про хэви, про хард-н-хэви, то всё-равно остаётся, что россияне смотрят на то, что происходит там, на Западе. Какой-то стиль там появляется новый, и первым делом его пытаются снять, что-то подобное сделать. В принципе, чтобы здесь что-то появилось в таком стиле самобытном… Сложно сказать. Мне кажется, если там что-то появится, что-то такое интересное, что-то новое с каким-то отклонением, то здесь это подхватят, и это направление тоже будет идти. Как это произошло с альтернативой. Ведь откуда это пошло? Оттуда. Все подхватили здесь.
Сергей Шамаев:
- Для русского рока это не указ. (хи-хи) Русский рок так и будет продолжаться. Русский рок - это такая музычка на тексты хорошие.
Юрий Глотов:
- Ну, это же Россия! Тексты первым делом, естественно. Слава правильно сказал, что так уж пошло, что в России действительно обращают внимание в основном на тексты, а не на музыку. Главное – что человек хочет сказать вообще. Пусть у него голоса нет, пусть инструменты не звучат, но он несёт какую-то мысль интересную.
Вячеслав Шамаев:
- Мне, честно говоря, даже жалко музыкантов, которые играют в командах русского рока.
Сергей Шамаев:
- Тот гитарист, с которым мы репетировали в студии, он всю жизнь проиграл в командах русского рока.
Вячеслав Шамаев:
- Он привык там играть "на халяву" три аккорда.
Сергей Шамаев:
- А с нами он не мог ничего сделать, не мог ничего запомнить.
Вячеслав Шамаев:
- Но если мы говорим вообще о так называемом "русском роке", то схема его такова: есть автор-исполнитель, текстовик, понятия не имеющий ни о каких музыкальных идеях, и есть подыгрывающие ему музыканты. Вот их мне жалко: хорошие, подчас сильные музыканты, а исполняют песенки про осень.
Сергей Шамаев:
- На самом деле музыка должна быть разной.
Юрий Глотов:
- Пусть она будет, конечно.
Вячеслав Шамаев:
- Металл-то у нас есть, и его много. А вот меня удручает то, что у нас совершенно нет такого пласта, как прогрессив-рок.
Сергей Шамаев:
- У нас это вообще не востребовано. Ноль, полный ноль. К сожалению.
Какое будущее ожидает тяжёлую музыку в России? Стоит ли молодым командам в это дело впрягаться?
Сергей Шамаев:
- Молодые команды не выбирают свой стиль. Они играют так, как чувствуют. А будет ли это востребованным или нет – никто не знает. Это раньше собирались команды, я много раз возле этого оказывался, и начинали думать, в каком стиле играть.
Юрий Глотов:
- Мне кажется, что рок никогда не умрёт. Всегда останутся люди, которым это будет нравиться.
Сергей Шамаев:
- У металла ещё с девяностых годов есть своя публика и она поддерживает свою музыку даже больше, чем нас в своё время поддерживала хард-роковая публика.
Вячеслав Шамаев:
- По поводу творчества я могу сказать однозначно, я твёрдый сторонник того, что люди должны играть только то, что они хотят, что им нравится. Если это совпадёт со вкусом большинства, тогда они будут популярными. Если не совпадёт, то они будут в заднице, но зато уважаемыми творческими личностями.
Сергей Шамаев:
- На самом деле простой такой хард-рок стандартный, типа группы Пилигрим – их клипы сто раз показывали – это такой шаблон. Определённая часть публики такой шаблон воспринимает.
Юрий Глотов:
- Я не делаю таких разграничений. Гораздо хуже, если не было бы, например, группы Пилигрим, а была бы одна альтернатива. Это был бы крах. А так наблюдается интересная фишка, что молодым ребятам нравятся гитарные партии, сложные гармонии. Сам рок нравится, не только альтернатива.
Сергей Шамаев:
- Если бы мы с Вячеславом сейчас ещё играли, то мы бы играли прогрессив.
Сейчас нет желания собрать Паутину, дать концерт-другой, тряхнуть стариной?
Вячеслав Шамаев:
- Для этого нужно, чтобы не на халяву вылезти на сцену, плотно репетировать. А это время и деньги.
Сергей Шамаев:
- Мы сторонники того, чтобы команда была сыгранной. Я, например, не играю давно. Я не в форме. Юре проще – он играет… Да, команда была хорошая.
Вячеслав Шамаев:
- Без ложной скромности повторю, что часто там, где мы играли, к нам подходили местные музыканты и говорили тёплые слова.
Сергей Шамаев:
- Они ещё удивлялись, что мы с виду такие обычные ребята, а выходим на сцену и всех "ошарашиваем".