У группы AL.EX, которая гремела на тяжёлой сцене клубного Питера первой половины 90-х, став одной из её главных надежд и заявок на будущее, было всё, что необходимо для успеха: команда технически сильных, современно мысливших и обладавших богатым опытом музыкантов, добротный и актуальный материал, узнаваемое творческое лицо и, конечно, рок-н-ролльный драйв. Они работали с прицелом на мировой музыкальный рынок, в чём вполне могли преуспеть. AL.EX появился на свет весной 1992. Зерном кристаллизации новой группы стал бас-гитарист Александр "Фендер" Фёдоров. Он дебютировал ещё в 1980 в группе СКОРАЯ ПОМОЩЬ, разделив с ней все первые поражения и победы, но в апреле 1989 покинул бывших коллег, чтобы объединить силы с экс-вокалистом ДОМАШНЕЙ ЛАБОРАТОРИИ Михаилом Ивановым, а когда этот план не сработал, попытал счастья в КОРОЛЕВСКОЙ ОХОТЕ, после чего пересёкся-таки с Ивановым в рядах СОБАКИ ЦЕ ЦЕ. Начав с типичного трэша, со временем СОБАКА ЦЕ ЦЕ начала эволюционировать в сторону нойза, поэтому год спустя Фёдоров, которого интересовала другая музыка, ушёл, порепетировал с Игорем Романовым (после распада СОЮЗА тот тоже искал новую точку приложения сил), а потом собрал AL.EX. Помимо Саши в группу вошли лидер-гитарист Юзеф Парфенёнок, обративший на себя внимание в финальном составе ИЗОЛЯТОРА, и ветеран-барабанщик Александр Припачкин (ТИМУР И ЕГО КОМАНДА, САЛОН, ШТОРМОВОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ, ФАУ-2 и КРЕМАТОР). Своим названием группа была обязана тому, что в её составе значилось два Александра (и много приставок "экс"). Несколько месяцев они репетировали, делая акцент на симпатичный им всем power metal, доминировавший во всех чартах западного полушария, и искали достойного своей музыки и стиля вокалиста, однако, до 19 декабря 1992, когда во Дворце Молодёжи был намечен фестиваль "Baltic Death Zone 1", их усилия не увенчались успехом, поэтому к микрофону был временно приглашён Александр "Гудвин" Воловик из группы КОМА, который успешно исполнил всю программу AL.EX. Следующей весной после многочисленных прослушиваний на место вокалиста был зачислен Илья "Чёрт" Кнабенгоф, который до этого барабанил в группах ЭКСГУМАТОР, НЕГОДНИКИ и даже в АВТОМАТИЧЕСКИХ УДОВЛЕТВОРИТЕЛЯХ (пару раз), а в то время пел в TOXIC WASTE. С его приходом дела у AL.EX пошли гораздо быстрее. Вскоре группа сделала первую демо-запись двух песен под общим названием "Death As A Reward" (студия "Мультитрек", звук: А. Козлов), а чуть позже отсняла домашнее видео на обе песни и начала распространять свой материал везде, где только удавалось (в т.ч., и на Западе - Фёдоров в то время уже начал работать в туристическом бизнесе). Неожиданно это сработало, и на AL.EX вышел некий американский независимый продюсер, продвигавший группу PIRATES VALENTINO. Он строил грандиозные наполеоновские планы, которыми заразил и питерских музыкантов. Для подготовки к предстоящему туру по Штатам AL.EX получил репетиционную базу и полный комплект аппаратуры. Вскоре их потенциальный продюсер и его группа прибыли из Сан-Франциско в Петербург. Здесь за одну смену AL.EX и PIRATES VALENTINO записали на "Мелодии" совместную песню и отсняли видео (американцы позже записали там целый альбом, судьба которого осталась неизвестной). К сожалению, проект не закончился ничем: прожектёр-продюсер вскоре удалился в неизвестном направлении, а музыкантов через полгода попросили с точки. К этому времени стиль AL.EX начал меняться: с пауэр-металла они перешли на более перспективный фанк и рэпкор не без оглядки на популярных RED HOT CHILI PEPPERS. Все песни, разумеется, были на английском. В апреле - по известным лишь ему самому причинам - Парфенёнок покинул группу и музыку вообще. Его место занял Алексей Алфеев (из Ф-1), который до этого не раз привлекался как сессионный гитарист для исполнения на концертах отдельных песен. В мае 1993 Саша Фёдоров неосмотрительно вышел из окна своей квартиры на третьем этаже. Результат - перелом голени в двух местах. Группа временно прекратила выступления, но за время вынужденного перерыва Фёдоров сочинил новую программу, которая легла в основу их будущего альбома. В июле AL.EX представил эту программу в клубе "TaMtAm" - бас-гитарист играл, сидя на стуле с загипсованной ногой. Записать новый материал удалось лишь осенью на частной студии, которая арендовала помещение в живописном индустриальном районе на Выборгской стороне, около тюрьмы "Кресты". Помимо Фёдорова, Припачкина, Алфеева и Кнабенгофа в записи участвовали неизвестные саксофонист и гармошечник ("мы их видели всего десять минут: их одна знакомая привела; они выдули свои партии с первого дубля и ушли - мы даже не успели познакомится", - вспоминал Фёдоров), а также шестилетний Илья Завьялов, который спел в одной из песен. Альбом получил название "Good Luck" и в конце года был издан на кассетах магазином "Castle Rock". Несмотря на все трудности и лишения, AL.EX оставался одной из наиболее популярных групп города, что нашло своё подтверждение, когда в январском номере ежемесячника "Rock Fuzz" его читатели назвали AL.EX Лучшей Тяжёлой Группой Года. Как следствие, в марте группа была приглашена участвовать в проводимом журналом фестивале "Аэро-Fuzz" в Балтийском Доме. После этого AL.EX на несколько месяцев покинул Саша Припачкин. Во время его отсутствия место за барабанами в группе последовательно занимали два музыканта - по иронии случая, у обоих было прозвище Бегемот: первым стал Андрей "Бегемот" Мельников (экс-ИЗОЛЯТОР, ФРОНТ, СОБАКА ЦЕ ЦЕ, СВИРЕПЫЙ ВАУЧЕР), а вторым - Фёдор "Бегемот" Лавров (экс-НАРОДНОЕ ОПОЛЧЕНИЕ, ОТДЕЛ САМОИСКОРЕНЕНИЯ, SOMNAMBULA). Группа продолжала играть по клубам, однако, энтузиазма у музыкантов несколько поубавилось. В конце 1994 Илья Кнабенгоф, который ещё раньше ходил на прослушивания в группу SURFING STONE, организовал с её участниками MILITARY JANE. Алфеев тоже играл с ними, однако, расставаться с AL.EX пока не спешил. В начале следующего года новым вокалистом группы стал Никита Козлов, сын хорошо известного в 70-х и 80-х гитариста и певца Володи Козлова (СОЮЗ ЛЮБИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ РОК) и ученик Сергея Данилова (МИФЫ). Он также владел гитарой и в то время работал с отцом и его группой DOWN TOWN WILD в ресторане "Садко" гостиницы "Европейская". Одновременно в AL.EX вернулся Припачкин. Фёдор Лавров вскоре собрал свой BEGEMOT. После того, как MILITARY JANE начали активно концертировать, Алфеев решил остаться с ними, но должность гитариста - по его рекомендации - занял его приятель Пётр Розломий. В мае 1996 составом Фёдоров, Припачкин, Розломий и Козлов AL.EX записал на студии "АнТроп" свой второй альбом "Out Of The Rain" (музыка Фёдорова, тексты Козлова), после чего музыканты решили до лучших времён прекратить совместные выступления. Наступление лучших времён ожидается и поныне. Саша Фёдоров, как уже было сказано, с 1993 занят турбизнесом, хотя в 1997 на студии "АнТроп" сделал несколько аранжировок и записал бас для альбома группы НЕВАДА, а также отыграл с ней несколько концертов. Алфеев служит актёром в Театре "Комедианты". Припачкин и Парфенёнок трудятся вне музыки. Козлов и Розломий ещё во времена AL.EX вместе работали по клубам, из чего выросла англоязычная группа MOONDOGS (позднее и уже с русским репертуаром ЛУННЫЕ СОБАЧКИ и, наконец, СЕГОДНЯ НОЧЬЮ). Илья Кнабенгоф, как известно, поёт в ПИЛОТЕ. Записи AL.EX с середины 90-х не переиздавались.
Андрей Бурлака