История
Одна из самых ярких и, безусловно, наиболее непредсказуемая группа на тяжёлом фланге питерского рок-спектра первой половины 90-х, САБАКА ЦЕ ЦЕ начинала с ортодоксального металла, но на протяжение своей бурной истории успешно примеряла на себя трэш, индастриал, грайндкор, нойз, новую волну, экспериментировала с электроникой, неоднократно меняла состав (что никак не влияло на её работоспособность), создала собственную студию и активно записывалась, хотя официально издана лишь пара её номеров.
САБАКА ЦЕ ЦЕ родилась на свет в сентябре 1988 из пепла не особо известной металлической группы ДЕТОНАТОР, в рядах которой в начале того же года встретились гитаристы Сергей «ПЕЛЬМЕНЬ» ЖИЦКОВ и Юрий «УГРЮМЫЙ» АРХАРОВ. Решив ещё больше утяжелить своё звучание, они привлекли к сотрудничеству известных музыкантов: бас-гитарист Андрей «Джонни» СИНЬЧУК был одним из создателей легендарного НОКАУТА, а барабанщик Андрей «БЕГЕМОТ» МЕЛЬНИКОВ набирался опыта в группах БЕГЕМОТ, ФАУНА, ИЗОЛЯТОР и ФРОНТ. Они взяли название КЛАН и начали репертировать в сквоте «НЧ-ВЧ», плавно дрейфуя от хард-энд-хэви в направлении трэша и ориентируясь на культовых канадцев VOI VOD.
К началу 1989 группа придумала более звучное имя, став САБАКОЙ ЦЕ ЦЕ. В апреле СИНЬЧУК ушёл, чтобы возродить НОКАУТ, а ещё позже присоединился к ROCK'N'ROLL CITY. АРХАРОВ сменил гитару на бас, а в качестве вокалиста был приглашён Михаил «МЯСО» ИВАНОВ: его дебют состоялся в 1985 в школьной группе РЕАНИМАЦИЯ, после чего Михаил пел металл в ИЗОЛЯТОРЕ и пост-панк с ДОМАШНЕЙ ЛАБОРАТОРИЕЙ Кеши СПЕЧИНСКОГО: »Я всегда увлекался самой разной музыкой, от панка до электроники и джаза, поэтому никогда не зацикливался на определённом стиле».
Чуть ли не на следующий день после прихода в САБАКУ ИВАНОВ уже летел с ней на гастроли в Череповец. Группа быстро и убедительно заявила о себе на тяжёлой сцене, активно играла дома и была нарасхват у организаторов провинциальных рок-фестивалей.
Вскоре с подачи ИВАНОВА в САБАКУ ЦЕ ЦЕ пришли два новобранца: его старый приятель Дмитрий «ШУМНЫЙ» ЖУРАВЛЁВ стал директором группы и сделал много для её продвижения на музыкальный рынок, а один из основателей СКОРОЙ ПОМОЩИ Александр ФЕНДЕР «ФЁДОРОВ» (с которым МЯСО репетировал по уходе из ЛАБОРАТОРИИ) стал новым бас-гитаристом, позволив АРХАРОВУ вернуться к гитаре.
Этим составом в августе-сентябре на студии Кости МРАКА в Новом Петергофе был записан дебютный альбом САБАКИ ЦЕ ЦЕ «Sobriety Is The Norm Of Death» («Трезвость - Норма Смерти») - его название было своего рода реакцией на всё ещё продолжавшуюся в СССР бессмысленную и беспощадную антиалкогольную кампанию. Увы, качество записи оказалось слишком низким - группа так и не рискнула запустить альбом в массы.
В первых числах сентября вместе с другими тяжёлыми группами Питера САБАКА ЦЕ ЦЕ сыграла на фестивале «Рок-Форум-89» в Гродно, чуть позже в пёстрой компании с ФРОНТОМ, НОЛЁМ и ТАМБУРИНОМ вторично посетила Архангельск, где перезнакомилась с местными тяжеловесами, и завершила месяц появлением на знаменитом рок-фестивале журнала «Аврора» в ЦПКиО.
ФЁДОРОВ вскоре ушёл (позднее он собрал AL.EX), и они остались вчетвером. Несмотря на это, группа продолжала работать: в 1990 САБАКА ЦЕ ЦЕ приняла участие в фестивале Рок-коллегии «Рок-Молоток-90», выезжала в Новгород (февраль) и Таллин (апрель), а также представляла тяжёлую артиллерию на фестивале «Новая Музыка», который проводил в мае 1990 в клубе Политеха Иннокентий ВОЛКОМОРОВ.
Первый международный контакт состоялся для САБАКИ на хэви-металлическом фестивале «Drrrama 90» в Польше, где её музыканты сдружились с тамошней группой GHOST; позднее они провели совместное турне по клубам Белоруссии и Прибалтики.
Через своего бывшего коллегу Кешу СПЕЧИНСКОГО ИВАНОВ вывел САБАКУ ЦЕ ЦЕ на Мишу МАЛИНА, на домашней студии которого в июле 1990 был записан её второй и лучший альбом «Dandruff Аnd Powder» («Перхоть И Пудра»). Альбом имел заметный резонанс, причём, не только в Питере, но и во всей стране, благодаря чему САБАКА ЦЕ ЦЕ успела попасть на страницы энциклопедии «Кто Есть Кто В Советском Роке» (1991).
В марте 1991 группа выступила во Дворце Спорта «Юбилейный» на масштабном многодневном фестивале, посвящённом десятилетию Рок-клуба, а её песня «Alcoholic Inquisition» была включена в один из четырёх итоговых дисков. На фестиваль с САБАКОЙ ЦЕ ЦЕ в последний раз отыграл АРХАРОВ - вскоре он покинул группу по семейным обстоятельствам, а бас взял в руки ИВАНОВ. В этот период они играли своего рода грайндкор и нойз.
Весной следующего года при посредничестве друзей из архангельской СВЯТОЙ ЛУИЗЫ музыканты САБАКИ посетили Австрию, где дали серию клубных концертов и познакомились с участниками SEPULTURA, PUNGENT STENCH и других жанрово близких групп. Их тогда всё больше привлекало индустриально-электронное звучание - типа того, что играли NITZER EBB, YOUNG GODS, GODFLESH (первые две группы в том же году посетили Питер) - поэтому по возвращении домой САБАКА ЦЕ ЦЕ вступила в полосу новых перемен.
Они пытались зафиксировать свою музыку на плёнке, однако, полноценного альбома из этих записей так и не родилось. Между тем, интерес группы к звукозаписи реализовался в том, что весной 1992 они создали собственную студию «Tse Tse Records», чтобы записываться самими и записывать других музыкантов. Располагалась она на последнем этаже Военно-механического института.
Летом на студию к САБАКЕ несколько раз заглядывал легендарный британский радиожурналист Джон ПИЛ, который целый месяц провёл в Питере с коллегами по Би-Би-Си, освещая жизь свободной России. Позднее он включил несколько номеров САБАКИ ЦЕ ЦЕ в свои музыкальные программы.
В июне САБАКА ЦЕ ЦЕ вместе с большим десантом питерских групп выступила в Выборге на II местном рок-фестивале. В сентябре 1992 был уволен Андрей МЕЛЬНИКОВ. Он присоединился к несостоявшейся тогда группе СКРИПСВАЙ, а позже собрал СВИРЕПЫЙ ВАУЧЕР и барабанил в AL.EX. Его место занял Юрий МАЛЫШЕВ (экс-ДЕТОНАТОР, ФРОНТ), но не задержался и тоже пропал, а САБАКА ЦЕ ЦЕ, поразив всё металлическое сообщество, решила играть с компьютером. Впрочем, к металлу их музыка той поры имела весьма отдалённое отношение.
Ввиду нового курса в группу был приглашён Вячеслав ЧИЖМАН ЧИЖЕВСКИЙ: ЖИЦКОВ познакомился с ним, когда служил в стройбате, и был впечатлён тем, что ЧИЖМАН с одинаковой лёгкостью разбирается в любой технике - от дизеля до усилителя! До армии он вместе с Алексеем БЕЛЯКОВЫМ (THE СОГРАЖДАНЕ) играл в ГРУППЕ N 3, а в САБАКЕ ЦЕ ЦЕ программировал барабаны и шоуменил на концертах.
Вскоре после ЧИЖЕВСКОГО к группе присоединился перманентно находившийся в состоянии свободного полёта певец и автор песен Кирилл КЕША СПЕЧИНСКИЙ: его ВНЕЗАПНЫЙ СЫЧ в тот момент пребывал в состоянии полураспада, а альянс с PEP-SEE находился в стадии обсуждения. Сейчас это трудно представить, но в период сотрудничества с КЕШЕЙ САБАКА ЦЕ ЦЕ исполняла многие будущие хиты PEP-SEE: Три Звезды На Небе, Вовочка и т.п., а один из ударных номеров программы носил характерное название Нефть Пошла. Их звали все питерские клубы - и аскетичный «TaMtAm», и респектабельный «Сатурн» (где САБАКА ЦЕ ЦЕ выступала вместе с МИФАМИ). Помимо того, в феврале 1993 она приняла участие в I Зимних Джинсовых Играх - с ТЕЛЕВИЗОРОМ, АУКЦЫОНОМ, Сергеем КУРЁХИНЫМ и даже САНКТ-ПЕТЕРБУРГОМ!
К лету 1993 союз со СПЕЧИНСКИМ исчерпал себя: КЕША ушёл собирать новые группы, большинство из которых носило название ВНЕЗАПНЫЙ СЫЧ. В августе к САБАКЕ присоединился саксофонист из Астрахани Дмитрий «ЗЕНА» ЗЕНКИН: он играл с тамошними группами ДИПСОМАНИЯ, ЛЮДИ МОРГАНА и РВС. Правда, ЗЕНА оказался человеком вольным и, после пары-тройкы концертов, покинул группу (хотя позднее изредка появлялся на её горизонте).
На следующем этапе САБАКА ЦЕ ЦЕ опять стала квартетом: в конце 1993 в её составе появился барабанщик Михаил ТЕСЁЛКИН (экс-МИМИКРИЯ). Стиль группы вновь изменился, став ближе к современному рок-мэйнстриму. Новая затея САБАКИ заключалась в открытии своего клуба в ведомственном доме культуры на пр. Руставели. Там даже состоялась пара концертов - ПИКНИКА и кого-то ещё, но конфликт с администрацией положил этому конец.
На студии «Крейт» были записаны пять новых песен, которые довольно часто звучали в эфире радиостанций «Катюша» и «Модерн», но и этот альбом так и не был закончен.
Среди тех, кто записывался на «Tse Tse Records», были КОРОЛЬ И ШУТ. Когда группа начала стремительно набирать очки популярности, Дима ШУМНЫЙ ушёл и занялся их менеджментом. Некоторое время с САБАКОЙ репетировал клавишник Дмитрий «ОСЛИК» ПШИШЛЯК (экс-НАРОДНОЕ ОПОЛЧЕНИЕ, WINE), но не задержался, а вскоре перебрался в ПРЕПИНАКИ.
Со временем интересы участников группы начали расходиться. В 1994 они ещё выступали на первом пивном фестивале в «Юбилейном», второй «Baltic Death Zone» в клубе «Indie» и на фестивале «Сорока-Рок» во Дворце Молодёжи - но этот концерт стал для САБАКИ ЦЕ ЦЕ последним.
К 1995 она незаметно распалась. ЧИЖЕВСКИЙ и ИВАНОВ собрали новую группу со странным названием СЭКС БИТЛЫЦ. В 1997 она записала свой первый и единственный изданный альбом, но виртуально существует по сей день. МЯСО ушёл из неё через год, в конце 1996 недолго играл на басу в GREAT SORROW (на гастролях в Минске), а потом, прихватив их гитариста и барабанщика, собрал группу AFTERМОНСТРЫ, которая частенько играла в клубе «Спартак». Позже ИВАНОВ покинул сцену, хотя продолжал заниматься музыкой в домашних условиях.
Сергей «ПЕЛЬМЕНЬ» ЖИЦКОВ с головой ушёл в студийную работу: после «Tse Tse Records» он работал на студии «Валентина» в Юсуповском дворце и на «Неве» (где мастерил записи ПИЛОТА). Году в 2002 он оказался востребован в столице, где к его услугам прибегали многие поп-исполнители, включая Алсу. Пару лет спустя он вернулся домой, но продолжает делать мастеринг для артистов любых жанров. Кроме него в музыке остались только ЧИЖЕСКИЙ, СПЕЧИНСКИЙ и ТЕСЁЛКИН, который играл со своей группой ЛУНАТИКИ. ИВАНОВ, МАЛЫШЕВ и АРХАРОВ заняты в строительстве; МЕЛЬНИКОВ водит машину.
Дискография
САБАКА ЦЕ ЦЕ - “Sobriety Is The Norm Of Death” (1989)
САБАКА Ц ЦЕ - “ Dandruff And Powder ” (1990)
Михаил “Мясо” ИВАНОВ - вокал, бэк - вокал;
Сергей “Пельмень” ЖИЦКОВ – гитара, бэк - вокал;
Юрий “Угрюмый” АРХАРОВ - бас;
Андрей “Бегемот” МЕЛЬНИКОВ - барабаны.
1. The Trap;
2. Nuclear Song;
3. Beer Makes You Smart;
4. Alcoholic Inquisition;
5. About the Dog TseTse;
6. Dandruff and Powder;
7. Mad Song.
Фотоальбом