Группа ШАХ (SHAH) была создана в 1985 году в городе Москва. В составе: Антонио ГАРСИЯ (Антон ГАРСИА) – гитара, Андрей САЗОНОВ – барабаны, Мигель ГАРСИЯ (Михаил ЖЕМЧУЖНЫЙ) – бас, вокал. Группа была первым в нашей стране трэш-коллективом, -коллективом, который (в отличии от большинства отечественных команд, - начинавших с хард-рока и затем утяжелявшихся) стал проповедовать трэш-эстетику сразу же, с момента своего создания. Вдобавок ко всему, ШАХ является коллективом не записавшим ни одной песни на русском языке. Эти люди знали чего хотят!
Первоначальная легенда музыкантов такова: Антон ГАРСИЯ и Михаил ЖЕМЧУЖНЫЙ – братья-испанцы, и для поддержания такого имиджа Михаил взял себе псевдоним Мигель ГАРСИЯ. Все композиции для ШАХA пишет Антон ГАРСИЯ. Группа приступает к усиленным репетициям, и начав выступать, сразу же приобретает, в хеви-металических кругах, статус культового профессионального коллектива. Без особого труда коллектив становится членом «Московской Рок-Лаборатории». Сценический девиз ШАХА того времени – «Мы группа ШАХ и мы пришли вам сделать мат!».
За последующие три года трио создало шесть циклов своих песен. В 1987-м году пишется материал для магнитоальбома под названием «Escape From Mind» («Бегство От Разума»), работа над записью заканчивается весной 88-го года, альбом выходит и пользуется хорошей, для того времени, популярностью, но внезапно из группы уходит Михаил ЖЕМЧУЖНЫЙ. В результате, вокальные партии начинает исполнять Антон ГАРСИЯ (одновременно с игрой на гитаре). И после ряда поисков басиста, - сначала в группе на басу играл Василий МОЛЧАНОВ, затем Андрей «Зи-Зи Tоп» ГИРНЫК (позже он был басистом в группе ТЯЖЁЛЫЙ ДЕНЬ), - бас-гитаристом ШАХА становится Анатолий КРУПНОВ – бывшый басист и основатель другой, не менее культовой группы, ЧЁРНЫЙ ОБЕЛИСК. С ним ШАХ первым делом поехал на гастроли в Венгрию. После чего, группе поступает предложение записать и выпустить LP для выпуска его в ФРГ. Альбом «Beware» («Берегись!») был записан в конце 88-го года (ШАХ прилетел в Германию 12-го ноября, а закончили запись 29-го ноября) в Германии на студии «Red Line», вышел в 1989-м году на фирме «Atomic H». Продюсером альбома был Валерий Гаина - гитарист легендарных КРУИЗ, а текcты написала Ольгой ЧАЙКО. Альбом получил очень хорошие рецензии в западной прессе (хотелось бы заметить, что позже этот альбом был переиздан в России на лейбле «SNC» правда, почему-то при переиздании из него был исключен последний трек Say «Hi» To Anthrax, хотя, на обложке он, все же был обозначен).
Вернувшись в Россию ШАХ уходит из «Московской Рок-Лаборатории» в «Центр Стаса Намина», снимается первый клип группы на песню Save The Human Race, параллельно Антон ГАРСИЯ начинает работу над своим сольным альбомом в арт-роковом ключе, привлекая к работе над ним того же Анатолия КРУПНОВА. Однако, в середине 1990-го года Крупнов решает воссоздать ЧЁРНЫЙ ОБЕЛИСК и уходит из ШАХА, предварительно приведя на замену бас-гитариста Алексея ОВЧИННИКОВА, игравшего до этого в группе Ирины ЕПИФАНОВОЙ. Начав пробные репетиции с ОВЧИННИКОВЫМ, Антон ГАРСИЯ параллельно, на время реанимирует первоначальный состав ШАХА и записывает с ним ретроспективную пластинку «Terror Collection», в которую вошли перезаписанные заново старые, периода 85-го - 87-го годов, «боевики» группы, плюс три новых песни 91-го года. Причем, старые песни пел Мигель ЖЕМЧУЖНЫЙ (на обложке он обозначен именно так), а новые Антонио ГАРСИЯ (по слухам на бас гитаре при записи играл сам Антон). Альбом «Terror Collection» вышел в 1991-м году. Дав Алексею ОВЧИННИКОВУ статус постоянного бас-гитариста, Антон доукомплектовывает ШАХ вторым гитаристом, - им стaл Дмитрий СААР (экс – Д.И.В., МАФИЯ) и в таком составе группа начинает активную концертную деятельность.
Помимо прочих выступлений, ШАХ принимает участие в двух больших концертах: участвует в 4-м Фестивале «Железный Марш» 4-го и 5-го декабря 1991-го года с группами NAPALM DEATH, SAMAEL и др. и в мае 92-го участвует в туре «Монстры Рока по руинам Империи Зла» по городам Санкт-Петербург, Вильнюс, Рига, Москва на «разогреве» у SEPULTURA. Летом 92-го ШАХ записывает песню Eliminate специально для LP-сборника «Железный Марш-1». Затем, начинается работа над новым альбомом группы под названием «P.S.I.H.O.», который выходит в 94-м году и также, в 93-м заново перезаписывается материал альбома «Escape From Mind», который увидел свет в 94-м…
После распада ШАХА Антон ГАРСИЯ создает англоязычный индастриал-проект DESCENT (в котором он также, пел и играл на гитаре) выпустивший в 1996-м году альбом «Inclination». Также композиции этого проекта можно было услышать на «альтернативном» промо-сборнике выходившем на аудио-кассетах. После чего им был создан проект «GROUND BEAT» с вокалисткой Валентиной АТАХАНОВОЙ. Помимо этого Антон ГАРСИЯ сделал аранжировки и сыграл на всех инструментах в сольном альбоме ПАУКА «Антихрист?». Запись всех (кроме двух) песен была осуществлена на «Окуляр-студии» Антоном ГАРСИЯ в июле 1998 г. Также, с участием Антона ГАРСИЯ - гитары, сэмплы и сведение был записан альбом КОРРОЗИИ МЕТАЛЛА «Глаза Вампира», который вышел в октябре 2002 года.
Дискография
SHAH - "Escape From Mind" (1987)
Антон ГАРСИЯ – вокал, гитара;
Дмитрий СААР – гитара, бэк-вокал;
Александр МАМЫЛЫЧЕВ – бас;
Андрей САЗОНОВ- барабаны.
1. Escape;
2. No Return;
3. Outside;
4. Under Grief;
5. From Out Of Insane;
6. Las In The Night;
7. Reason X;
8. Escape From Mind.
SHAH - "Beware" (1989)
Антон ГАРСИЯ – вокал, гитара;
Анатолий КРУПНОВ – бас, бэк-вокал;
Андрей САЗОНОВ- барабаны.
1. Total Devastation;
2. Beware;
3. Coward;
4. Bloodbrothers;
5. Save The Human Race;
6. Age Of Dismay;
7. Threshold Of Pain (Say "Hi" To Anthrax).
SHAH - "Terror Collection" (1991)
Антон ГАРСИЯ – вокал, гитара; (2,4,6)
Михаил ЖЕМЧУЖНЫЙ – бас, вокал; (1,3,5,7,8,9,10)
Андрей САЗОНОВ- барабаны.
1. Killing Machine;
2. Overload;
3. Damned Sinner;
4. Age Of Darkness;
5. Thrashing Metal Race;
6. Terror Collection;
7. Masdon Must Die;
8. Mad Future;
9. Ashes To Ashes;
10. Metal Fight.
SHAH - "P.S.I.H.O." (1993)
Антон ГАРСИЯ – вокал, гитара;
Дмитрий СААР – гитара;
Алексей ОВЧИННИКОВ – бас;
Андрей САЗОНОВ- барабаны.
1. P.S.I.H.O.;
2. Rhythm Of Instincts;
3. Open;
4. Turn Of The Chances;
5. Final Vocal;
6. Terminal Point;
7. Trespass;
8. Through Inside.
Фотоальбом
Очерк-интервью с Михилом Жемчужным (2007 г.)
Долго плутая по Химкам, мы добрались, опаздывая, до молодежного клуба «Восход». Это было неказистое кирпичное, брежневских времен двухэтажное зданьице, запрятанное среди жилых домов старых Химок. Но внутри – и сцена, и зрительный зал, и кружки, и огромное количество разных грамот и кубков, выставленных вдоль стен.
Захватив один из кабинетов, мы начали интервью…
- Все началось с моего деда, - сказал Михаил ЖЕМЧУЖНЫЙ. – Мой дед – Михаил ЖЕМЧУЖНЫЙ – известный танцор. Они с моей бабушкой были звездами, их очень любил Брежнев. У деда был определенный имидж: длинные волосы до пояса, кожаный пиджак, кожаные брюки, сапоги – и все это было проклепано. И так он ходил по улице. Это не был металлический имидж, это был цыганский имидж: весь в клепках и шипах. Я видел этот образ и понимал, что дед крут. И я хотел ему подражать.
А потом мой брат Антон ГАРСИЯ создал группу ШАХ. Они уже сделали программу и их пригласили на ответственный концерт. Но басист неожиданно заболел. Я прихожу к брату, а он спрашивает: «Хочешь поиграть с нами?»
«Конечно, хочу!» Все-таки Антон – мой старший брат, а потому всегда являлся для меня примером.
«Ты будешь играть на басу!» - сказал Антон, дал мне в руки гитару и включил группу Queen.
Я сказал: «Я не хочу на басу, я хочу, как ты на гитаре!»
«Пойми, Мишок, у нас в группе уже есть гитарист. Это я!»
«Но у этой гитары только четыре струны, а у твоей шесть. Четыре – это не круто!»
Но в конце концов он убедил меня взять бас, я выучил программу и вышел на сцену.
Этот драйв был мой! Потому что цыганский драйв, в принципе, агрессивен. Но это не воинственная агрессия, не милитаристическая, нет! Это агрессия, которая направлена сама на себя
Может быть, где-то даже самоуничтожающаяся. Это называется «огонь изнутри». Я это почувствовал, когда вышел на сцену. И этот драйв меня зацепил, потому что этот драйв был мой. И он соединялся с рок-культурой!
Я начал играть эту музыку не потому, что это было модно, а потому, что это было наше! Моё!
Я очень органично влился в коллектив. С самого первого выхода, я стал появляться на сцене в цыганской красной рубашке и металлическими прибамбасами.
Дед, конечно, ворчал: «Почему ты поешь на англиском языке? Ты хотя бы «романэ» спел бы! Вышел бы, как дал бы «венгерку», отбойчики – зал бы лежал!»
«Дед, это не то! Пойми!» - говорил я, но некоторые фишки откалывал. Антон сердился на это, но публике нравилось. Она сразу приняла эту эстетику, и на этом мы сделали себе имидж.
Мама была в восторге. Она была моей поклонницей, и сама одевала напульсники, идя на концерт...»
Я спросил Михаила, где они доставали металлические куртки и атрибутику?
«Тогда негде было достать ни курток, ни штанов, поэтому ребята просто сдирали дермантин с кресел и сами шили себе металлический прикид. Но мне было легче. Мой дед был известный артист, а потому всегда можно было что-то достать. Дед шил свои концертные костюмы в мастерских Большого театра, а там материал всегда есть. Потому у меня всегда была кожаная одежда. Я был на вершине этого момента. Правда, всегда немножко корректировалось: вместо цыганско-пиратских нарядов – кожаные «косые» куртки».
Михаил сказал, что хотел бы снова собрать ШАХ, но у Андрея – мотоциклетный бизнес, а Антон стал серьезным композитором, пишет классическую музыку.
«Я позвонил Антону, но тот сразу спросил, что мы будем петь? «Петь на русском языке, - сказал Антон, - я не хочу. Формат «Нашего радио» меня не интересует. Так что пусть уж лучше «Шах» останется легендой…»
Уйдя из «Шаха», Михаил вместе с женой Ольгой собрал коллектив, который назывался «Суббота» - по названию одной из песен.
«Мне не хотелось на волне того успеха, когда мы играли на стадионах и во дворцах спорта, идти в ресторан. И мне подумалось: а почему цыгане не поют свои подлинные песни? Не «Эх, раз, еще раз!», а прожженные кострами таборные песни? И мы записали целую пластинку цыганских баллад. Но она пошла только в Америке, а у нас ее не очень поняли».
Разумеется, я не мог не спросить Михаила о связи между таборной цыганской музыкой и трэшем, так как некоторые музыковеды считают, что основа трэша – это именно цыганская таборная музыка. На это Жемчужный ответил так:
«Прежде всего трэш близок своей энергетикой. Но действительно, те медленные вещи, которые мы исполняли, очень похожи на цыганские романсы, и даже гармонии такие же. Я думаю, что это идет со времен хиппи – такая гармонизация. А в быстрых вещах – там цыганская энергетика проявляется за счет эстетики отверженности. Это – отверженные. Это – эстетика пиратства. Там дух пиратский, потому что цыгане всегда были отверженным народом. Они противопоставляют себя обществу. Но это общество, в принципе, их всегда хорошо принимает, потому что цыгане – веселые, приветливые люди.
Но национальной цыганской музыки не существует. Это – культура, которая взяла в себя лучшие образцы музыки всех стран, и преломила через свой драйв. И трэш действительно близок к этому по энергетике, поэтому я в эту музыку и влился, она для меня не была веянием моды, как для других моих сверстников, для меня это был естественный драйв.
Но если рок-музыка изначально была протестом, то с трэшем не совсем так. На трэш-концерты ходили даже сорокалетние мужчины в напульсниках! Когда мы приехали в город Надым, мы увидели дядек по сорок лет в напульсниках, и я говорю Антону: «Мы должны здесь очень хорошо выступить!»
Трэш - это немного другая эстетика: не против власти, не против среды, а это – прежде всего романтика! Мы не были сатанистами, не были против власти, мы пели о мотоциклах, о дорогах, о любви, о природе, например: «Прощай, мой снег!» («Good buy, my n…»)
- Ну, а как же «Masdon must die»? – подколол я.
Михаил заулыбался – ему было приятно, что я знаю секрет этой песни. Он залихватски сыграл рифф из «Masdon must die» и сказал:
«Masdon’ы на цыганском языке – это обыватели, которые закрылись в своих обывательских проблемах и им ничего больше не интересно. Откуда это пошло? Я думаю, что от слова «мастодонты», то есть толстокожие люди, которые ничем не прошибешь. Поэтому мы с братом придумали такую песни: «Масдоны должны умереть!» Да, агрессивно. Может быть, даже слишком…»
- Знаешь, как еще переводили название этой песни? «Пиджаки должны умереть!» - вспомнил я.
Михаил звонко рассмеялся и сказал: «Да, в то время это было актуально. Потому что в стране шли перемены. И обо мне даже написали в какой-то газете: «Маяк перестройки Михаил Жемчужный ведет молодежь вперед! После его концертов молодежь становится духовно богаче...»
- Почему ты ушел из «Шаха», если все так шло хорошо?
Михаил немного помялся, но потом решился рассказать все, как на духу: «Это был период разногласий. Я ощущал себя будто в тисках, потому что все творчество принадлежало Антону, а я это только красиво исполнял. «Шах» была закрытая группа для экспериментов. А во мне тогда проснулось национальное самосознание, и я хотел, чтобы в нашей музыке стало больше цыганских мотивов. Я считал, что вокруг слишком много групп, исполняющих такую же музыку, и нам надо чем-то от них отличаться. Но когда я попробовал предложить мои новые идеи, то у нас с Антоном возникло непонимание. И я ушел из «Шаха». Я попытался создать собственную команду, но она просуществовала меньше полугода. Для меня это был очень болезненный период. Я никогда не имел представления о тех организационных проблемах, с которым сталкивается любой коллектив, и даже моих родителей я видел лишь на лучших их выступлениях, но не знал, сколько нужно затратить сил, чтобы их подготовить. Кроме того выяснилось, что у нас в стране цыганскую музыку воспринимают только, как ресторанную: чтобы с гитаркой да бокальчик поднести. А я не хотел в ресторан. Я хотел драйва! Я выступал в ресторанах так, как выступал на сцене, а это никому не было нужным. Но деваться было некуда…»
Зато сейчас Михаил Жемчужный работает в администрации города Химки. Он – начальник отдела по делам молодежи.
Я спросил Михаила и о том, как они вступали в Московскую рок-лабораторию.
«Однажды прибежал Андрей Сазонов и сказал, что создана организация, в которую собирают все рок-группы, и что уже назначено прослушивание для команд, которые исполняют тяжелую музыку, и что он уже вписал туда «Шах». Мы с Антоном недоуменно переглянулись: не хотим мы вступать ни в какую организацию, ведь там наверняка «совок» петь заставят! Но делать нечего: дата и время прослушивания уже назначены.
Тогда мы сочинили песенку в стиле Kiss, очень веселую, про любовь. Оделись прилично, сняли напульсники - и отправились на прослушивание. Ну, спели мы эту песню, во все ноты попали – прямо, как «Цветы». А после выходит Паук! И как дал! В своем стиле! Это был фурор. Его приняли так, что мы просто открыли рты. И ничего он не боялся, и его взяли в рок-лабораторию. А мы стоим и ругаемся: чего ж мы тогда песню про любовь исполняли, а не от репертуар, что играли на концертах? К нам подошла Ольга Опрятная: «Ребята, где же ваш трэш?»
Мы отвечаем: «Ну, это ведь как бы только просмотр…»
Ольгп: «Так мы и хотели посмотреть, как вы работаете по-настоящему! Если бы мы не знали, что вы играете трэш, то вы бы не прошли прослушивание!..»
Мы: «Ну, мы же хотели, как лучше…»
Но в итоге нас все-таки взяли…»
- Зато от рок-лаборатории вы объездили, наверное, весь Советский Союз?
«Да!» - согласился Михаил
- Где были самые запомнившиеся концерты?
«Поехали мы как-то играть в Надым. Потом я смеялся над этим случаем, но тогда было не очень приятно… Итак, Надым: тундра, и кое-где стоят отдельные дома-пятиэтажки. Мы отыграли концерт, после чего нам накрыли стол и мы засиделись допоздна в Доме культуры. Ребята остались там же и ночевать, а я решил идти один назад в гостиницу. И за мной увязались… волки! Они не подходили ко мне, просто шли гуськом в отдалении. Но я не думал, что это волки, я посчитал, что это – собаки. Добрался до гостиницы, долго стучал в дверь, пока мне не открыл заспанный администратор. Ему-то я и рассказал про странных собак. А он сказал, что это были самые настоящие волки: «Вообще у нас так поздно не принято ходить. Тебе просто повезло, а то бы они тебя съели…»
Михаил достал плакат группы «Шах», гордо развернул его: «Вот какой я был! Сейчас мало кто поверит!»
Он действительно был великолепен на старом плакате: в цыганской рубашке, с длинным развевающемся на драйве хаером, с гитарой на перевес…
- С таким хаером тебя, наверняка, милиция то и дело останавливала?
«Да, - рассмеялся Мишок. – Постоянно. Манит меня мент пальцем и зовет: «Эй, командир!» (они меня «командиром» называли).
Подхожу.
«Фашист?» - спрашивает, указывая на мой хаер.
«Нет. Цыган!»
«Металлист, наверное?»
«Да, металлист!»
«Паспорт есть?»
«Да, есть!»
«Ну ладно! Иди!»
Но самая большая проблема была не с хаером, а с курткой с шипами. Привезли мне однажды «фирменную» куртку, на плечах которой было много-много маленьких, но очень острых шипов. Однажды на вокзале ко мне подошел мент и, спрашивая документы, что есть силы хлопнул меня по плечу. И вся ладонь – в крови. Привезли меня в отделение и заставили отвинчивать эти шипы. Но вскоре туда за мной приехала мама, в то время – заслуженная артистка СССР. (Сейчас она - народная артистка России). Она построила отделение и пообещала этому менту, что снимет его с должности! После чего он ввинчивал в куртку те шипы, которые я уже успел вывинтить оттуда…»
В.Марочкин, /forum/go.php?url=aHR0cDovL21hcm9jaGtpbi5saXZlam91cm5hbC5jb20=